Стратегия развития футбольного судейства и инспектирования в Российской Федерации на 2013 - 2018 годы

Проект
(
Утверждено Постановлением Исполкома РФС Протокол №___от«__»_____2012 г.)

г. Москва,
2012 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2. РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ И ОТБОРА АРБИТРОВ

3. УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ СУДЕЙСТВА И ИНСПЕКТИРОВАНИЯ НА МАТЧАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМАНД

4. РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ АРБИТРОВ И ИНСПЕКТОРОВ, РАБОТАЮЩИХ НА МАТЧАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМАНД

5. ПОДГОТОВКА СУДЕЙСКИХ БРИГАД, ПРЕДСТАВЛЯЮЩИХ РОССИЙСКУЮ
ФЕДЕРАЦИЮ, ДЛЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ КРУПНЫХ ФУТБОЛЬНЫХ ТУРНИРОВ

6. УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРУКТУРЫ СУДЕЙСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

7. ПОВЫШЕНИЕ ИМИДЖА РОССИЙСКОГО ФУТБОЛЬНОГО АРБИТРА

ВВЕДЕНИЕ

Первоочередными задачами судейской организации, в соответствии с «Конвенцией УЕФА по судейскому образованию и организации судейской деятельности», являются: набор, удержание и улучшение качества судейства на всех уровнях (от начального до самого высокого).

Одной из важнейших целей настоящей стратегии является увеличение количества футбольных арбитров в нашей стране и повышение качества их работы.

Согласно данным всероссийского аудита, проведенного в 2003 году Коллегией Футбольных Арбитров, количество действующих судей в нашей стране равнялось 3 500 человек. При количестве проводимых в тот период соревнований, из расчета трёх человек в бригаде (судья и два помощника) на матч, оптимальным должно было стать увеличение этого количества в два раза – т.е. 7 000 человек. Расчет был проведен на примере календарного плана всех официальных соревнований в Санкт-Петербурге.

Согласно данным аналогичного аудита судей, обслуживающих матчи соревнований различных уровней, проведенного уже в 2012 году Судейским Комитетом Российского Футбольного Союза, количество арбитров увеличилось незначительно и составило 4000 человек, что явно недостаточно для качественного обслуживания многочисленных футбольных соревнований всех уровней.

Соответственно, приведенные выше данные, более чем наглядно, отражают тот факт, что за весь прошедший период времени общее количество футбольных арбитров в России (даже учитывая естественно допустимую погрешность в расчетах) существенно не изменилось. И по этому показателю наша страна отстает от ведущих футбольных держав.

Планирование увеличения количества судей, как и любой подобный процесс, предусматривает несколько этапов, а именно: набор, обучение и удержание..

Задача увеличения количества судей предусматривает несколько этапов:

1 этап. 2013 г.(первое полугодие) – Глубокий анализ и обобщение состояния судейства и инспектирования в РФ, принятие первоочередных контрольных и управленческих решений. Начало работы межрегиональных центров и академий подготовки судей и инструкторов с учётом реально действующих структур.

2 этап. 2014г. Создание в МРО обучающих судейских структур( школы молодого арбитра). Введение дистанционного обучения в тех регионах, где нет квалифицированных преподавательских кадров (начальный уровень подготовки.)
Анализ ситуации, сложившейся в отечественной судейской школе, демонстрирует практическое отсутствие чёткой системной и объективной процедуры поиска, последующего удержания и дальнейшего обучения арбитров.

Все эти обстоятельства ожидаемо указывают и на другую известную проблему – отсутствие достойного представительства российских арбитров на международной арене. А это, в свою очередь, своеобразный венец или итог, который очень показательно характеризует малоэффективную работоспособность, существующего в настоящее время, механизма. Данная система подготовки и отбора судей препятствует и продвижению, и профессиональному росту, и возникновению здоровой конкуренции. Отсутствие благоприятных условий для пополнения судейского корпуса новыми кадрами, значительно осложняет процесс организации качественного судейства.

Таким образом, для реализации всех нижеследующих задач, поставленных перед Судейским комитетом и Департаментом судейства, для воплощения, действующего и работоспособного механизма в жизнь, для развития судейства в России необходим планомерный процесс по следующим направлениям:

• Разработка и внедрение системы эффективной подготовки и отбора арбитров;

• Разработка и внедрение методов повышения качества специальной подготовки арбитров, обслуживающих матчи профессиональных команд;

• Усовершенствование системы оценки качества судейства и повышение профессионального уровня инспекторов;

• Подготовка судейских бригад, представляющих Российскую Федерацию, для обслуживания крупных международных футбольных соревнований и турниров;

• Усовершенствование структуры судейских организаций;

• Повышение имиджа российского футбольного арбитра в целом.

• Подготовка высококвалифицированных кадров инструкторов, преподавателей, наставников .

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Разработка и утверждение региональных программ развития судейства и инспектирования для каждого Межрегионального Объединения Федераций Футбола (далее - МРО) с единой методикой подготовки и обучения судей и инспекторов, с учетом территориальных особенностей, материально-технических возможностей, традиций конкретного региона.
1.2. Содействие в процессе создания в каждом МРО (желательно - на базе открывающихся Межрегиональных центров подготовки специалистов в сфере футбола) Межрегиональных центров (академий) судейской и инструкторской подготовки (с единой и стандартизированной программой обучения).
1.3. Открытие Школ молодого (начинающего) арбитра - по мере расширения «футбольной географии» в стране, повышения организованности и массовости футбольных соревнований (совместно с судейскими организациями конкретных МРО).
1.4. Совершенствование существующих сегодня на местах центров, академий и школ по подготовке молодых арбитров.
1.5. Адаптация Программы по судейско-кадровой работе ФИФА и УЕФА «Таланты и наставники» к условиям Российской Федерации и внедрение ее в отечественную практику.
1.6. Обеспечение деятельности Международного центра по подготовке арбитров.
1.7. Укрепление статуса футбольного арбитра, гарантий его социальной защищённости и личной безопасности.
1.8. Создание Судейских коллегий в качестве юридических лиц в организационно-правовой форме общественной или некоммерческой организации при каждой Федерации Футбола местного, регионального/межрегионального уровня.
1.9. Создание Единого реестра футбольных арбитров России, учитывающего уровень подготовки и действующую рекомендацию на обслуживание тех или иных соревнований (паспортизация судей).
1.10. Разработка программы подготовки арбитров высокой квалификации с целью подготовки судейских бригад для участия в крупных международных турнирах.
1.11. Разработка и усовершенствование нормативных документов, направленных на повышение качества судейства и инспектирования.
1.12. Организация пропагандистской, культурно-просветительской, информационной работы, с целью освещения деятельности Судейско-инспекторского Комитета.
1.13. Создание положительного образа арбитра в среде болельщиков и всей футбольной общественности.
1.14. Повышение имиджа «профессии» и степени лояльности общества к ней в рамках взаимодействия со средствами массовой информации.


2. РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ И ОТБОРА АРБИТРОВ

2012 год 2018 год 2022 год

2012 год

2018 год

2022 год

3500

7000

10000

 

Планирование увеличения количества судей в России

 

Структура центров (академий) для подготовки футбольных арбитров в России

• Все судейские центры (академии) должны функционировать под управлением РФС;
• Все судейские центры (академии) должны следовать программе (расписанию), принятой и утвержденной Судейским комитетом;
• Все судейские центры (академии) должны иметь в своем составе квалифицированных инструкторов;
• Три разноплановых, но соединенных между собой уровня должны формировать программы подготовки арбитров: «Базовый», «Стандартный», «Мастер»;
• Для обучения по различным уровням подготовки центры (академии) должны соответствовать требованиям, установленным Судейским комитетом для каждого уровня в отдельности;
• Начать создание Школ молодого арбитра с унифицированными программами и финансированием первого уровня («Базовый») c 2013 года и завершить в 2015году;
• Завершить создание Межрегиональных центров (академий) подготовки судей и инспекторов в 2014 году;
• Разработать сметы на содержание школ молодого арбитра и межрегиональных центров по подготовке арбитров по двум уровням подготовки;
• Завершить внедрение третьего уровня подготовки арбитров во всех межрегиональных центрах (академиях) к 2016 году;
• Разработать сметы на содержание межрегиональных центров по подготовке арбитров по третьему уровням подготовки.

2.1. «Система трёхуровневой подготовки»

«Пирамида» «Системы трёхуровневой подготовки»
(программы обучения с поурочными планами занятий прилагаются отдельно)

2.1.1. Программа «Начальная подготовка футбольного арбитра». Уровень «Базовый» (молодые арбитры)

Кто может стать футбольным арбитром?
(потенциальный приток – три основных направления)

• Абитуриенты, пришедшие обучаться «по объявлению» (основной приток);
• Выпускники футбольных школ (перспективное направление);
• Профессиональные футболисты, завершившие игровую карьеру (единичные случаи).
Студенты высших и средних учебных заведений

Выпускники, успешно прошедшие курс, сдавшие теоретический экзамен по Правилам игры и контрольные нормативы по физической подготовке, принимаются в члены местной Коллегии Футбольных Арбитров с последующей рекомендацией к обслуживанию матчей соревнований городского/областного уровня.
Кроме этого, важно понимать, что есть немалое количество городов (поселений), где пока (по объективным причинам) нет возможности организовать Школу молодого арбитра, работающую в форме очного обучения (или потенциальные слушатели просто физически не имеют возможности регулярно посещать такую Школу).

В этих же случаях можно воспользоваться опытом привлечения и начальной подготовки дистанционным способом посредством сети Интернет (детальное описание проекта дистанционного обучения прилагается в соответствующем Приложении). Такая система в нынешнее время поможет значительно увеличить общее количество судей начального уровня на местах, а также позволит поднять на более высокий уровень понимание текста Правил игры и самой философии игры в очень широких массах болельщиков и простых любителей футбола.

2.1.2. Программа «Совершенствования». Уровень «Стандартный»

Выпускники, успешно прошедшие курс, сдавшие теоретический экзамен по Правилам игры, утвержденные контрольные нормативы по физической и теоретической подготовке, могут быть рекомендованы к обслуживанию матчей соревнований регионального (КФК) уровня и всероссийских юношеских турниров.

2.1.3. Программа «Таланты и наставники». Уровень «Maстер»

Выпускники, успешно прошедшие курс, сдавшие все установленные выпускные экзамены, могут быть рекомендованы к обслуживанию матчей всероссийских юношеских соревнований;

Среди судей (из числа выпускников, успешно прошедших все уровни подготовки), отработавших не менее чем на двух всероссийских юношеских соревнованиях, составляется рейтинг (составление данного рейтинга входит в компетенцию соответствующей комиссии при СК РФС);

Судьи с наивысшим рейтингом и прошедшие установленные тестирования становятся кандидатами на попадание в список впервые рекомендованных арбитров для обслуживания матчей соревнований профессиональных команд (нелюбительских футбольных клубов) под эгидой РФС;

Данные кандидаты вызываются на итоговый квалификационный сбор, по окончании которого, СК принимает окончательное решение по вопросу внесения кандидата в список судей - «профессионалов».

2.1.4. Особенности «Системы трёхуровневой подготовки»

По окончании каждого уровня проводятся соответствующие тестирования, ориентированные на определение реальных способностей человека к деятельности в качестве футбольного арбитра;
o Способности = физические + психологические + интеллектуальные
«сумма качеств» > тесты разрабатываются специалистами по функциональной подготовке судей в соответствующих комиссиях при СК РФС.


2.2. Международный центр по подготовке судей и инспекторов

• Завершить создание Международного центра до 2014 года;
• Осуществлять финансирование его работы совместно с ФИФА;
• Разработать смету финансирования центра до конца 2013 года;
• Осуществлять подготовку инструкторов и преподавателей;
• Выпускать обучающие программы и учебную литературу;
• Усовершенствовать существующие и разрабатывать новые инновационные программы подготовки арбитров и инспекторов в России и в русскоговорящих странах;
• Регулярно проводить совместные сборы и учебно-тренировочные семинары.
• Кандидатура директора центра, по предложению судейского комитета, утверждается на исполкоме РФС.


3. УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ СУДЕЙСТВА И ИНСПЕКТИРОВАНИЯ НА МАТЧАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМАНД

1. Основные цели Департамента судейства и инспектирования
1) обеспечение регулярности проведения соревнований РФПЛ, ФНЛ, второго дивизиона, попадающих под юрисдикцию РФС;
2) повышение роли официальных лиц матча и специалистов судейства в футболе как на международном, так и на национальном уровнях;
3) улучшение качества работы официальных лиц матча и специалистов судейства на всех профессиональных уровнях игры путем внедрения специальных правил, направленных на стандартизацию и повышение их статуса и образования;
4) определить правовой и профессиональный статус официальных лиц матча и убедиться, что судейство не попадает под влияние других органов, таких, как правительства, лиг или клубов;
5) внедрять принцип признания важной роли, которую официальные лица матча и специалисты судейства должны выполнять в футболе для того, чтобы поддерживать ценности честной игры и защищать таким образом как игроков, так и игру в целом;
6) поддерживать и улучшать качество судейства на всех уровнях – от массового футбола до профессионального;
7) признавать ответственность Департамента в назначении надежных и квалифицированных должностных лиц и специалистов судейства на матчи соревнований, а также для внедрения образовательных и програм развития.
Для достижения этих целей основной задачей руководства Департамента на ближайшие 3 года должно стать уделение максимального внимания на привлечение молодых судей и ассистентов, так как именно молодое поколение – будущее российского футбола. Вместе с тем, работа по улучшению качества работы всех групп арбитров в не зависимости от их возраста должна продолжаться.

Нижеследующие программы должны быть включены в общую стратегию образования и развития судейства, принятую Судейским Комитетом, с включением соответствующих разделов распределения годового бюджета судейства для каждой из программ.

Информация, материалы любой из программ должны быть доступны для всех на любом уровне с учетом адаптации под официальных лиц матча и специалистов в области судейства относительно их участка работы.

УЕФА и Департамент судейства совместно призывают к обмену опытом и передовой практикой в судейском образовании и развитии. Обмен новыми идеями и материалами должен происходить через специалистов по судейской Конвенции УЕФА, представителей ФИФА и ведущих судейских организаций Европы и мира.

Что касается ориентации на рост и развитие человеческих ресурсов (судьи, ассистенты, инспекторы), наиболее правильный путь – это работа по обеспечению наилучшего уровня подготовки кадров и следование единым стандартам, инструкциям, руководящим принципам ФИФА, УЕФА, национальных федераций.

2. Семинары для элитных арбитров
Семинары для судей элитной категории должны быть организованы, по крайней мере, один раз месяц до и во время сезона на региональном или национальном уровне (то есть минимум восемь раз в год). Если нет эквивалента программы для элитных ассистентов судьи, они должны быть включены в эти семинары элитных судей.
Темы для работы на семинарах должны включать в себя обсуждение игровых ситуаций, определение фолов и директивы и рекомендации ФИФА/УЕФА по применению Правил игры. Материалы и клипы обучающих программ ФИФА/УЕФА должны использоваться наряду с клипами из национального чемпионата.

Поддержка на протяжении всего сезона должна также предоставляться в плане рекомендаций по питанию, теоретической подготовке, медицинских осмотров, обучения английскому языку, психологической составляющей, тактико-практических занятий, а также любых других соответствующих аспектов.

Поэтому необходимо понимать, что современная общепринятая подготовка должна сочетать в себе как технико-атлетическую подготовку во время сезона, так и традиционные сборы перед началом сезона, а также его возобновлением.

 

Сбор перед началом сезона

Сбор перед возобновлением сезона

Семинары

Физические

тесты

Судьи и ассистенты РФПЛ

12 дней

12 дней

6 семинаров x 3 дня

4 раза/cезон

Судьи и ассистенты ФНЛ

10 дней

10 дней

3 семинара x 3 дня

3 раза/сезон

Судьи и ассистенты 2 див

8 дней

8 дней

-

2 раза/сезон

Что касается технической подготовки, то уже на предсезонных сборах большое внимание должно уделяться анализу наиболее важных правил и их интерпретации с использованием видеоматериалов УЕФА и национальных клипов.

В частности, мы постарались совместить типично русскую интерпретацию с тем, что обычно делается в других европейских лигах при подготовке к международным соревнованиям касательно наказаний за различные нарушения Правил для того, чтобы снизить количество остановок в игре и, следовательно, обеспечить больше чистого игрового времени.

Тем не менее, в современном футболе четкое знание теории правил игры и их интерпретации уже не является достаточным для обеспечения оптимального качества работы на поле.

В рамках подготовки к матчу рефери все больше внимания уделяют изучению самой игры, тактики команд, техническим характеристикам отдельных игроков, иногда с привлечением тренеров, работающих в национальной федерации.

3. Продолжение технического образования на всей территории России («Платформа»)

Для того, чтобы арбитры получали информацию, необходимую для подготовки, даже если сезон уже закончился, была создана специальная судейская программа “Платформа” (Referee CHANNEL). Участники программы на сегодняшний день - это главные cудьи, ассистенты судьи и инспекторы матчей РФПЛ, ФНЛ и второго дивизиона. Здесь они получают самую свежую информацию относительно технических инструкций, физической подготовки; имеется внутренняя электронная почта, форум, доступ ко всем матчам ПЛ, разбору игр (дебрифингам).

Особое внимание уделяется перемещениям рефери и выбору позиции на футбольном поле; указывается, что необходимо быть готовым к тому, что должно произойти, и не всегда реагировать на то, что уже произошло.

4. Официальный тест ФИФА и другие нормативы по физической подготовке.

Элитные главные судьи и ассистенты судьи должны сдать минимальное количество тестов ФИФА за сезон, установленное Департаментом судейства и инспектирования РФС.
Результаты всех тестов ФИФА должны быть направлены инструкторам УЕФА по физподготовке.
Необходимо провести в соответствующем учреждении новую серию медицинских тестирований для того, чтобы определить каждому арбитру его максимальную частоту сердечных сокращений и максимальную мощность аэробной нагрузки и, по итогам, создать индивидуальные программы подготовки.
С точки зрения инструкторов во главе со старшим тренером по физической подготовке, мы добились значительного улучшения спортивной формы арбитров.
Учитывая положительную обратную связь в прошлом сезоне, продолжается мониторинг учебных занятий, проводимых судьями в региональных условиях с использованием специального монитора сердечного ритма.
Эти данные отправляются старшему тренеру по физической подготовке и обобщаются в базе данных. Таким образом, имеется возможность проверить объем и качество работы, проделанной во время каждой тренировки каждого арбитра.
Если главный судья или ассистент судьи не сдает 3 раза в течение сезона установленные Департаментом судейства и инспектирования РФС нормативы по физической подготовке, то он должен быть исключен из списка арбитров, рекомендованных на судейство матчей команд нелюбительских футбольных клубов.

5. Совместные семинары с элитными инспекторами.
Инспекторы элитной категории должны ежегодно посещать как минимум два семинара элитных арбитров. В дополнение к этим совместным семинарам все новые рекомендации, доводимые до сведения арбитров в течение сезона, должны также доводиться и до сведения инспекторов.

6. Образовательные программы для инспекторов
Начальный курс
Все новые инспекторы должен пройти начальный курс, включая теоретический тест на знание правил игры.
Семинары
За начальным курсом должен следовать семинар (по крайней мере, один раз в год), на национальном или региональном уровне.
Основные темы, которые должны освещаться на семинарах для инспекторов:
a). принципы обучения и преподавания;
b). методика выставления оценок;
c). практические занятия и информация о полученных результатах;
d). навыки коммуникации;
е). навыки управления;
f). составление рапортов;
g). письменный тест по Правилам игры.
Инспекторы элитной категории должны пройти то же количество семинаров, что и инспекторы матчей массового футбола с последующими дополнительными рекомендациями по выполнению профессиональных обязанностей.

4. РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ АРБИТРОВ И ИНСПЕКТОРОВ, РАБОТАЮЩИХ НА МАТЧАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМАНД

I. РЕКОМЕНДАЦИЯ СУДЕЙ

РАЗДЕЛ 1. БАЗОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ДЛЯ КАНДИДАТОВ

1.1. Список кандидатов на включение в рекомендательный список предстоящего сезона для судейства российских соревнований среди команд нелюбительских клубов предоставляется судейской организацией МРО в Департамент судейства и инспектирования РФС по установленной Судейским комитетом РФС форме один раз в год (не позднее 15 мая).
1.2. Любой арбитр возраста не младше 20 лет на дату начала предстоящего сезона (1 июля), активно участвующий в судействе соревнований своего региона (города, области, края, республики) в течение не менее 4 лет и межрегионального Первенства России среди команд высшего дивизиона ЛФК в течение не менее 1 полного года, успешно прошедший не менее 2 зачетных всероссийских юношеских и/или любительских турниров под эгидой РФС, успешно завершивший обучение в лицензированной РФС межрегиональной академии судейства может стать кандидатом-новичком на включение в рекомендательный список для судейства российских соревнований среди команд нелюбительских клубов.
1.3. Для рекомендации в качестве главного судьи матчей второго дивизиона необходимо иметь стаж судейства межрегионального Первенства России среди команд высшего дивизиона ЛФК и/или Первенства России среди молодежных команд клубов РФПЛ в качестве главного судьи не менее 1 года и не менее 10 игр.
1.4. Для рекомендации в качестве главного судьи матчей ФНЛ необходимо иметь стаж судейства во втором дивизионе в качестве главного судьи не менее 2 лет и не менее 15 игр.
1.5. Для рекомендации в качестве главного судьи матчей РФПЛ необходимо иметь стаж судейства в ФНЛ в качестве главного судьи не менее 2 лет и не менее 15 игр.
1.6. Для рекомендации в качестве ассистента судьи матчей второго дивизиона необходимо иметь стаж судейства межрегионального Первенства России среди команд высшего дивизиона ЛФК и/или Первенства России среди молодежных команд клубов РФПЛ в качестве ассистента судьи не менее 1 года и не менее 10 игр.
1.7. Для рекомендации в качестве ассистента судьи матчей ФНЛ иметь стаж судейства во втором дивизионе в качестве ассистента судьи не менее 2 лет и не менее 15 игр.
1.8. Для рекомендации в качестве ассистента судьи матчей РФПЛ иметь стаж судейства в ФНЛ в качестве ассистента судьи не менее 2 лет и не менее 15 игр.
1.9. Если в течение 5 лет главный судья или ассистент судьи второго дивизиона не переходит на более высокий уровень, то он должен быть выведен из списка арбитров российских соревнований среди команд нелюбительских клубов.
1.10. Если в течение 2 лет после выбывания из ФНЛ во второй дивизион главный судья или ассистент судьи не сумел возвратиться в ФНЛ, то он должен быть выведен из списка арбитров российских соревнований среди команд нелюбительских клубов.
1.11. Если главный судья или ассистент судьи повторно выбывает из ФНЛ во второй дивизион, то он должен быть выведен из списка арбитров российских соревнований среди команд нелюбительских клубов.
1.12. Если в течение 6 лет главный судья или ассистент судьи ФНЛ не переходит на более высокий уровень, то он должен быть выведен из списка арбитров российских соревнований среди команд нелюбительских клубов.
1.13. Если в течение 2 лет после выбывания из РФПЛ в ФНЛ главный судья или ассистент судьи не сумел возвратиться в РФПЛ, то он должен быть выведен из списка арбитров российских соревнований среди команд нелюбительских клубов.
1.14. Если главный судья или ассистент судьи повторно выбывает из РФПЛ в ФНЛ, то он должен быть выведен из списка арбитров российских соревнований среди команд нелюбительских клубов.
1.15. В случае получения в течение сезона более одной оценки 7,7 или более двух оценок 7,9, этот год не учитывается в стаже для перехода на более высокий уровень.

РАЗДЕЛ 2. ВОЗРАСТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ДЛЯ КАНДИДАТОВ
2.1. Для судейства российских соревнований среди команд нелюбительских клубов арбитр, впервые включенный в соответствующий дивизион (лигу) в качестве главного судьи или ассистента судьи, на дату начала предстоящего сезона (1 июля) не должен быть старше:

Дивизион (лига)

Главный судья

Ассистент судьи

РФПЛ

38 лет

38 лет

ФНЛ

35 лет

35 лет

2ДИВ

31 год

31 год


2.2. Бывший игрок команд нелюбительских футбольных клубов, проведший в системе профессионального футбола не менее 5 лет и начавший судейскую карьеру в возрасте не младше 28 лет, имеет право быть впервые включенным в качестве главного судьи или ассистента судьи второго дивизиона, если его возраст не старше 33 лет на дату начала предстоящего сезона (1 июля). При этом базовые требования рекомендации обязательно сохраняются.

2.3. Арбитр заканчивает судейство российских соревнований среди команд нелюбительских клубов, если на дату окончания сезона (30 июня) он достиг следующего возраста:

Дивизион (лига)

Главный судья

Ассистент судьи

РФПЛ

45 лет

45 лет

ФНЛ

42 года

42 года

2ДИВ

38 лет

38 лет

РАЗДЕЛ 3. ФОРМИРОВАНИЕ ОКОНЧАТЕЛЬНОГО СПИСКА
3.1. Чтобы попасть в окончательный список арбитров для судейства российских соревнований предстоящего сезона среди команд нелюбительских клубов, кандидат должен:
а). соответствовать базовым требованиям, указанным в разделе 1 настоящего Документа;
б). соответствовать возрастным требованиям, указанным в разделе 2 настоящего Документа;
в). соответствовать требованиям, указанным в действующем Документе «Ротация судей»;
г). успешно сдать медицинские, физические и теоретические тесты в порядке, установленном Судейским Комитетом РФС и Департаментом судейства и инспектирования РФС.
3.2. Контроль за соблюдением требований, предъявляемым к кандидатам на включение в окончательный список арбитров для судейства российских соревнований предстоящего сезона среди команд нелюбительских клубов и указанных в разделах настоящего Документа, возлагается на Департамент судейства и инспектирования РФС.

II. РОТАЦИЯ СУДЕЙ
БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ СОСТАВЛЕНИЯ РЕЙТИНГОВЫХ ТАБЛИЦ
1. Рейтинговая таблица для каждой категории арбитров (главные судьи матчей РФПЛ, ассистенты судьи матчей РФПЛ, главные судьи матчей ФНЛ, ассистенты судьи матчей ФНЛ, главные судьи матчей второго дивизиона, ассистенты судьи матчей второго дивизиона) формируется по местам с первого до последнего.
2. Для составления рейтинговой таблицы главных судей и ассистентов судьи используются следующие показатели, формирующие в общей сложности 100% итогового рейтинга:
а). место по оценкам инспекторов, полученным арбитром в текущем сезоне на всех матчах российских соревнований среди команд нелюбительских клубов с учетом корректировки, внесенной в установленном порядке Департаментом судейства и инспектирования РФС после соответствующего решения Экспертно-технической комиссии - 70% от итогового рейтинга;
б). место по результатам физических тестов в текущем сезоне - 15% от итогового рейтинга;
в). место по результатам теоретических тестов в текущем сезоне - 10% от итогового рейтинга;
г). место по мнению Департамента судейства и инспектирования РФС и Судейского комитета РФС - 5% от итогового рейтинга.

3. В случае равенства итогового рейтинга у двух или нескольких человек выше в таблице должен находиться более молодой по возрасту арбитр.
4. Главные судьи матчей второго дивизиона, занявшие по итогам сезона в рейтинговой таблице 1-2 места, автоматически переходят в ФНЛ при условии соответствия базовым и возрастным требованиям, указанным в действующем Документе «Рекомендация судей».


5. Главные судьи матчей ФНЛ, занявшие по итогам сезона в рейтинговой таблице последние 2 места, автоматически выбывают во второй дивизион.


6. Если возникает необходимость дополнения количественного состава главных судей матчей ФНЛ на предстоящий сезон, то главный судья матчей второго дивизиона, занявший по итогам сезона в рейтинговой таблице 3 место, переходит в ФНЛ при условии соответствия базовым и возрастным требованиям, указанным в действующем Документе «Рекомендация судей», далее - 4 место и т.д.


7. Ассистенты судьи матчей второго дивизиона, занявшие по итогам сезона в рейтинговой таблице 1-4 места, автоматически переходят в ФНЛ при условии соответствия базовым и возрастным требованиям, указанным в действующем Документе «Рекомендация судей».


8. Ассистенты судьи матчей ФНЛ, занявшие по итогам сезона в рейтинговой таблице последние 4 места, автоматически выбывают во второй дивизион.


9. Если возникает необходимость дополнения количественного состава ассистентов судьи матчей ФНЛ на предстоящий сезон, то ассистент судьи матчей второго дивизиона, занявший по итогам сезона в рейтинговой таблице 5 место, переходит в ФНЛ при условии соответствия базовым и возрастным требованиям, указанным в действующем Документе «Рекомендация судей», далее - 6 место и т.д.

10. Главные судьи матчей ФНЛ, занявшие по итогам сезона в рейтинговой таблице 1-2 места, автоматически переходят в РФПЛ при условии соответствия базовым и возрастным требованиям, указанным в действующем Документе «Рекомендация судей».


11. Главные судьи матчей РФПЛ, занявшие по итогам сезона в рейтинговой таблице последние 2 места, автоматически выбывают в ФНЛ.


12. Если возникает необходимость дополнения количественного состава главных судей матчей РФПЛ на предстоящий сезон, то главный судья матчей ФНЛ, занявший по итогам сезона в рейтинговой таблице 3 место, переходит в РФПЛ при условии соответствия базовым и возрастным требованиям, указанным в действующем Документе «Рекомендация судей», далее - 4 место и т.д.
13. Ассистенты судьи матчей ФНЛ, занявшие по итогам сезона в рейтинговой таблице 1-3 места, автоматически переходят в РФПЛ при условии соответствия базовым и возрастным требованиям, указанным в действующем Документе «Рекомендация судей».
14. Ассистенты судьи матчей РФПЛ, занявшие по итогам сезона в рейтинговой таблице последние 3 места, автоматически выбывают в ФНЛ.
15. Если возникает необходимость дополнения количественного состава ассистентов судьи матчей РФПЛ на предстоящий сезон, то ассистент судьи матчей ФНЛ, занявший по итогам сезона в рейтинговой таблице 4 место, переходит в ФНЛ при условии соответствия базовым и возрастным требованиям, указанным в действующем Документе «Рекомендация судей», далее - 5 место и т.д.
16. Контроль за соблюдением принципов, предъявляемым к составлению рейтинговых таблиц и указанных в настоящем Документе, возлагается на Департамент судейства и инспектирования РФС. Итоговые рейтинговые таблицы утверждаются Судейским Комитетом РФС.

III. РЕКОМЕНДАЦИЯ ИНСПЕКТОРОВ
РАЗДЕЛ 1. БАЗОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ДЛЯ КАНДИДАТОВ
1.1. Список кандидатов на включение в рекомендательный список предстоящего сезона для инспектирования российских соревнований среди команд нелюбительских клубов предоставляется судейской организацией МРО в Департамент судейства и инспектирования РФС по установленной Судейским комитетом РФС форме один раз в год (не позднее 15 мая).
1.2. Любой инспектор возраста не младше 40 лет на дату начала предстоящего сезона (1 июля), ведущий общественную работу в судейской структуре региона (города, области, края, республики) с преподавательской деятельностью в региональной школе молодого арбитра или межрегиональной академии судейства, может стать кандидатом-новичком на включение в рекомендательный список для судейства российских соревнований среди команд нелюбительских клубов.
1.3. Для рекомендации в качестве инспектора второго дивизиона необходимо иметь стаж практического арбитража в качестве главного судьи РФПЛ, ФНЛ и второго дивизиона не менее 5 лет или ассистента судьи РФПЛ и ФНЛ не менее 10 лет.
1.4. Для рекомендации в качестве инспектора ФНЛ необходимо иметь стаж практического арбитража в качестве главного судьи РФПЛ и ФНЛ не менее 5 лет или ассистента судьи ФИФА с опытом работы на финальном турнире среди национальных сборных команд (Кубок Мира, Чемпионат Европы, Кубок Конфедераций).
1.5. Для рекомендации в качестве инспектора РФПЛ необходимо иметь стаж практического арбитража в качестве главного судьи РФПЛ не менее 5 лет.

РАЗДЕЛ 2. ВОЗРАСТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ДЛЯ КАНДИДАТОВ
2.1. Инспектор заканчивает обслуживание российских соревнований среди команд нелюбительских клубов, если на дату окончания сезона (30 июня) он достиг возраста в 70 лет.

РАЗДЕЛ 3. ФОРМИРОВАНИЕ ОКОНЧАТЕЛЬНОГО СПИСКА
3.1. Чтобы попасть в окончательный список инспекторов для обслуживание российских соревнований предстоящего сезона среди команд нелюбительских клубов, кандидат должен:
а). соответствовать базовым требованиям, указанным в разделе 1 настоящего Документа;
б). соответствовать возрастным требованиям, указанным в разделе 2 настоящего Документа;
в). соответствовать требованиям, указанным в действующем Документе «Ротация инспекторов»;
г). успешно сдать медицинские и теоретические тесты в порядке, установленном Судейским Комитетом РФС и Департаментом судейства и инспектирования РФС.
3.2. Контроль за соблюдением требований, предъявляемым к кандидатам на включение в окончательный список инспекторов для обслуживание российских соревнований предстоящего сезона среди команд нелюбительских клубов и указанных в разделах настоящего Документа, возлагается на Департамент судейства и инспектирования РФС.

IV. РОТАЦИЯ ИНСПЕКТОРОВ
БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ СОСТАВЛЕНИЯ РЕЙТИНГОВЫХ ТАБЛИЦ
1. Рейтинговая таблица для каждой категории инспекторов (инспекторы матчей РФПЛ, инспекторы матчей ФНЛ, инспекторы матчей второго дивизиона) формируется по местам с первого до последнего.
2. Для составления рейтинговой таблицы инспекторов используются следующие показатели, формирующие в общей сложности 100% итогового рейтинга:
а). место по объективности выставления инспектором оценок арбитрам на всех матчах российских соревнований среди команд нелюбительских клубов - 80% от итогового рейтинга;
б). место по результатам теоретических тестов в текущем сезоне - 15% от итогового рейтинга;
в). место по мнению Департамента судейства и инспектирования РФС и Судейского комитета РФС - 5% от итогового рейтинга.
3. В случае равенства итогового рейтинга у двух или нескольких человек выше в таблице должен находиться инспектор в соответствии с решением Судейского комитета РФС.
4. Инспекторы матчей второго дивизиона, занявшие по итогам сезона в рейтинговой таблице 1-4 места, автоматически переходят в ФНЛ при условии соответствия базовым и возрастным требованиям, указанным в действующем Документе «Рекомендация инспекторов».
5. Инспекторы матчей ФНЛ, занявшие по итогам сезона в рейтинговой таблице последние 4 места, автоматически выбывают во второй дивизион.
6. Если возникает необходимость дополнения количественного состава инспекторов матчей ФНЛ на предстоящий сезон, то инспектор матчей второго дивизиона, занявший по итогам сезона в рейтинговой таблице 5 место, переходит в ФНЛ при условии соответствия базовым и возрастным требованиям, указанным в действующем Документе «Рекомендация инспекторов», далее - 6 место и т.д.
7. Инспекторы матчей ФНЛ, занявшие по итогам сезона в рейтинговой таблице 1-2 места, автоматически переходят в РФПЛ при условии соответствия базовым и возрастным требованиям, указанным в действующем Документе «Рекомендация инспекторов».
8. Инспекторы матчей РФПЛ, занявшие по итогам сезона в рейтинговой таблице последние 2 места, автоматически выбывают в ФНЛ.
9. Если возникает необходимость дополнения количественного состава инспекторов матчей РФПЛ на предстоящий сезон, то инспектор матчей ФНЛ, занявший по итогам сезона в рейтинговой таблице 3 место, переходит в РФПЛ при условии соответствия базовым и возрастным требованиям, указанным в действующем Документе «Рекомендация инспекторов», далее - 4 место и т.д.
10. Контроль за соблюдением принципов, предъявляемым к составлению рейтинговых таблиц и указанных в настоящем Документе, возлагается на Департамент судейства и инспектирования РФС. Итоговые рейтинговые таблицы утверждаются Судейским Комитетом РФС.

V. ПРОЦЕДУРА НАЗНАЧЕНИЯ
Процедура назначения включает в себя следующие этапы:
1. Определение степени сложности предстоящего матча и составление рейтинга предстоящих матчей (от наиболее сложного к наименее сложному).
Учет позиции команды в общей таблице
Изучение истории предыдущих матчей с командами
Анализ географического расположения клуба

2. Составление рейтинга судей.
Учет опыта арбитра
Учет категории судьи ( имеет ли категорию арбитра ФИФА или нет)
Анализ качества работы в предыдущих матчах (оценка инспектора, оценка Департамента судейства, анализ ключевых ошибок).
Физическая и психологическая подготовка на данный момент
Судейство данного судьи в матчах с этими клубами
Имидж судьи на данный момент

3.Общие положения о назначении судей
• нейтральность главного судьи, ассистентов судьи в отношении команд-конкурентов, исключения - а). на матч команд, играющих между собой и представляющих один город, может назначаться главный судья и/или ассистенты судьи из этого же города; б). на «домашний» матч московской команды с немосковской может назначаться главный судья категории ФИФА из г.Москвы и/или ассистенты судьи категории ФИФА из г.Москвы;
• загруженность судьи (количество игр в месяц);
• не повторяемость судейства матчей с участием одной и той же команды одним главным судьей, ассистентом судьи более 6 раз в течение Чемпионата (Первенства);
• не назначение главного судьи, ассистента судьи дважды подряд на игры одной и той же команды;
• не назначение главного судьи, ассистента судьи дважды подряд на игры одной и той же принимающей команды;
• не назначение главного судьи, ассистента судьи дважды подряд на игры одной и той же гостевой команды.

4. Общие положения о назначении инспекторов

• нейтральность инспектора в отношении команд-конкурентов,
исключения - а). на матчи команд, играющих между собой и представляющих один город, может назначаться инспектор из этого же города; б). на «домашний» матч московской команды с немосковской может назначаться инспектор из г.Москвы;
• загруженность инспектора (количество игр в месяц);
• не назначение инспектора на матч, обслуживаемый главным судьей из одного города (области, края, республики),
исключение - инспекторы из г.Москвы могут инспектировать матчи, обслуживаемые московскими главными судьями;
• не повторяемость инспектирования матчей с участием одной и той же команды одним инспектором более 6 раз в течение Чемпионата (Первенства).
• не повторяемость инспектирования матчей с участием одного и того же судьи одним инспектором более 2 раз в течение Чемпионата (Первенства);
• не назначение инспектора дважды подряд на игры одной и той же команды;
• не назначение инспектора дважды подряд на игры одной и той же принимающей команды;
• не назначение инспектора дважды подряд на игры одной и той же гостевой команды.

Данная система назначений используется УЕФА для назначений на матчи Лиги Европы, Лиги Чемпионов, Чемпионатов Европы и др. соревнований под эгидой УЕФА, так как является абсолютно прозрачной и обьективной. Таким образом, только работа на поле и качество и профессионализм судьи являются основным маркером для последующих назначений. Также очень важным моментом является обеспечение всех клубов каждым из судей в течение сезона, что служит гарантией как для самих клубов, так и для всей системы судейства в целом.

5. ПОДГОТОВКА СУДЕЙСКИХ БРИГАД, ПРЕДСТАВЛЯЮЩИХ РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ, ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ КРУПНЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ФУТБОЛЬНЫХ ТУРНИРОВ И СОРЕВНОВАНИЙ.
Департамент судейства и инспектирования будет управлять и выполнять различные краткосрочные и долгосрочные проекты, связанные с повышением эффективности работы судей и ассистентов судьи в решении конкретных целей и задач.


Одной из таких текущих задач является подготовка международных арбитров (судей и ассистентов судьи) для крупных турниров ФИФА и УЕФА.

Следующие крупные турниры: УЕФА ЕВРО-2016, ФИФА Кубок Конфедераций- 2017 и Кубок Мира-2018 – все они потребуют самых лучших судей и ассистентов судьи, которых будут выбирать среди огромного числа арбитров со всей Европы.
Русские арбитры должны быть тщательно и профессионально подготовленными для того, чтобы войти в круг кандидатов.

"Проект подготовки арбитров ФИФА" представляет собой программу повышения качества работы. Основная цель: отбор, обучение, контроль и мониторинг процесса подготовки арбитров к основным турнирам ФИФА и УЕФА, таким образом - гарантия наилучшего качества подготовки и отбора.
Основные подходы и пункты - прилагаются.

6. УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРУКТУРЫ СУДЕЙСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

6.1. Организация при каждой местной региональной и межрегиональной федерации футбола Коллегии Футбольных Судей.

6.2. Организационная структура этих коллегий должна быть выстроена следующим образом:

6.3. Разработка положения о Коллегиях Футбольных Судей межрегионального, регионального и местного значений, опираясь на современное законодательство - до января 2014 года.

6.4. Привести органы управления Коллегий Футбольных Судей к единой структуре управления, учитывая, при этом, возможности каждого региона.

6.5. Разработать типовые положения о судейско-инспекторских комитетах.

6.6. Примеры структур Судейских Комитетов различных уровней (наглядно представлены в схематичной форме):
6.6.1. Пример структуры Судейско-инспекторского Комитета местного значения:

6.6.2. Пример структуры Судейского Комитета регионального значения:

6.6.3. Пример структуры Судейско-инспекторского Комитета межрегионального значения:

6.6.4. Пример структуры Судейско-инспекторского Комитета всероссийского значения


6.7. Целью усовершенствования структур судейских организаций является выстраивание четкой «пирамиды» судейского аппарата в стране, приведение его в соответствие с современными законами и требованиями судейской конвенции УЕФА.

6.8. Разработка и утверждение региональных и межрегиональных программ развития судейства и инспектирования с единой унифицированной методикой подготовки и обучения (с учетом территориальных особенностей, материально-технических возможностей и традиций конкретного региона) - совместно с МРО.

7. ПОВЫШЕНИЕ ИМИДЖА РОССИЙСКОГО ФУТБОЛЬНОГО АРБИТРА

7.1. Повышение имиджа «профессии» и степени лояльности общества к ней в рамках взаимодействия с профильными Комиссиями при СК РФС и со средствами массовой информации:

• Взаимодействие внешних информационных источников с Комиссией по Связям с общественностью;
• Взаимодействие внешних информационных источников с Комиссией по пропаганде Правил игры;
• Продолжить многолетний опыт сотрудничества с различными радио и телепрограммами в открытой и доверительной форме;
• Продолжить сотрудничество с основными спортивными изданиями с целью пропаганды судейства.

7.2. Организация информационной работы и процесса популяризации футбольного судейства в сети Internet:

• Рассмотрение вопроса о необходимости создания персонального информационного Интернет-сайта СК РФС;
• Разработка и создание единой интерактивной обучающей программы по Правилам игры – 2013 год;
• Расширение доступа к «судейской платформе» (refereechannel.tv) вплоть до судей и инспекторов уровня межрегиональных соревнований;
• Создание интерактивной платформы для судей, любителей футбола, болельщиков, тренеров, игроков (Правила игры в футбол, их основные положения и разъяснения с примерами; анализ игровых эпизодов с обязательным разбором игровых моментов из матчей Чемпионата и Первенства России).

7.3. Создание положительного образа арбитра в среде болельщиков и всей футбольной общественности:

• Обеспечение всех арбитров, рекомендованных к обслуживанию матчей профессиональных команд под эгидой РФС единой спортивной и судейской экипировкой;
• Обеспечение всех арбитров и инспекторов, рекомендованных к обслуживанию матчей профессиональных команд под эгидой РФС цивильными костюмами, разработанными в едином стиле;
• Рассмотрение возможности получения значительных скидок от производителя (на этапе составления контракта) на покупку экипировки для судей из регионов;
• Рассмотреть возможность оплаты вознаграждения за судейство матчей во всех дивизионах через бухгалтерию РФС;
• Продолжить продуктивное и надежное партнерство с одним из туристических операторов.

(Опубликовано 30 декабря 2012 с некоторыми сокращениями)

 

РФС планирует увеличить в два раза количество судей в регионах страны до 2018 года

РФС планирует увеличить в два раза количество судей

Фото www.footballufo.ru

Материалы по теме:

График занятий по программе обучения «Школа футбольного арбитра» в Ростовской области в 2013 году.

5 мая 2012. Роберто Розетти: Для судей из регионов нет никаких преград.

4 мая 2012. Розетти на Дону презентовал «Судейскую платформу».

25 декабря 2011. Лом-Али Ибрагимов о «римском праве», судейских перекосах и квотах для футбольных судей ЮФО-СКФО.

Судьи по футболу ЮФО-СКФО в сезоне 2011.

24 января 2012. Сергей Иванов: Попадание в список 24 судей премьер-лиги – для меня это большой аванс на будущее!

9 октября 2010. Зачем экс-губернатору Ростовской области должность в РФС?

20 января 2010. Василий Мирошниченко: Южные арбитры закаляются быстрее.

Перейти на страницу
СУДЬИ

 

 

 


 

 

"Футбол ЮФО-СКФО" официальный сайт Межрегиональной общественной организации "Союз федераций футбола Южного и Северо-Кавказского федеральных округов". Публикации материалов, фото на других интернет-ресурсах возможны при наличии активной ссылки на www.footballufo.ru. Сотрудничество, реклама, обмен ссылками, заявки на опубликование статей и турниров Е-mail: korr_n_don@mail.ru
Сайт является частной интеллектуальной собственностью © Колбасин В.Г. 2004-2017.

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru