Он долго и серьезно болел, но держался, мужественно боролся с коварными недугами и… никогда не жаловался. Напротив, старался быть активным, находился в гуще футбольных событий. Как бы неважно себя ни чувствовал, обычно выбирался на игры родного армейского клуба, за который переживал всей душой. Ему было больно наблюдать за стремительным падением СКА, но он до последних дней оставался рядом с командой, где провел свои лучшие годы игровой карьеры и для которой потом готовил молодых игроков в качестве тренера детской школы. Более преданного болельщика «красно-синих» было еще поискать.
Их, легенд той блистательной команды, распахнувшей в 1958 году для Ростова окно в большой футбол, остается все меньше и меньше. Время неумолимо, и те красавцы-парни, любимцы трибун (тогда еще не говорили – «звезды», а они и были самыми настоящими звездами), с блеском ворвавшиеся в элиту союзного футбола, к сожалению, седеют, стареют и, увы, уходят от нас. Вот и Киктев ушел — замечательный вратарь, укротитель мячей, большой мастер, чудесный человек. Виктор Алексеевич не дожил до 55-летнего юбилея выхода СКВО в класс «А» всего несколько месяцев…
***
У каждого из нас наверняка был в жизни отдельный эпизод, сыгравший серьезную роль и на нее, жизнь, тем или иным образом повлиявший. Подобное случается, иногда перерастая личное в событие того либо иного масштаба, пусть ты о том сразу и не ведаешь.
В биографии Виктора Киктева есть подобный значительный момент. Речь идет о взятом им в 58-м на стадионе в Тбилиси пенальти, в конкретной обстановке голкиперский локальный триумф, зато в свете будущего не менее чем исторический.
Тогда жребий свел в дополнительном матче лидеров южной зоны класса «Б» ереванский «Спартак» и ростовский СКВО, набравших по ходу турнира равное число очков. Тонкость же ситуации заключалась вот в чем. Встреча предвосхищала так называемую «пульку» с участием победителей всех зон, но в пяти из них они уже выявились — четыре армейских и одна флотская команды. На возможный выход в класс «А» оставалась одна вакансия. Футбол в Союзе в ту пору был больше чем игра, с политической окраской, заинтересованными сторонами стали кроме военного ведомства и профсоюзы, единственной надеждой которых оставался как раз «Спартак». Ясно, в блоке с ними была Армения, не имевшая места в элите и, кроме прочего, в данном плане завидовавшая соседним Грузии и Азербайджану. Короче, все сходилось к безусловной жертве в поединке безвестного по тем временам СКВО.
В равной, трудной и напряженной схватке все мог решить 11-метровый, назначенный бог весть за что в ворота, разумеется, ростовчан. Его пробивал защитник с сокрушительным ударом Семерджян, в активе которого в сезоне имелось десять забитых голов. И… вратарь СКВО Виктор Киктев намертво взял мяч!
— Я никогда при пенальти не гадал, куда игрок будет бить, — вспоминал Виктор Алексеевич. — Всегда смотрел конкретно на голеностоп — как бы мой «недруг» ни старался хитрить, стопа все равно укажет, куда намечен удар, другой вопрос, хватит ли у тебя реакции его парировать.
Реакции хватило. Партнеры на него в ликовании навалились кучей-малой, их прямо-таки расшвырял капитан СКВО Алексей Бочаров: «Смотрите, арбитр сейчас назначит вроде бы за игру рукой новый пеналь, потерпите, потом порадуемся!»
«Спартак» в такой тональности прошли. Как дальше и саму «пульку».
Согласитесь, не будь того счастливого мига, возможно, у ростовского футбола как такового вышел бы другой путь. Право, не всегда судьба играет человеком, случается, и сам человек бросает ей дерзкий вызов. Как в этом случае.
В классе «А» Киктев провел 78 матчей. Напрямую причастен к двум четвертым местам СКВО, когда «быстроногие с Дона» чудом не взлетали на призовой пьедестал, внеся потрясение и турнирную смуту в стан старожилов.
Будучи тренером, Виктор Алексеевич подготовил таких искусных игроков, как чемпионы Европы среди юниоров Андрей Тимошенко и Валерий Гончаров, ни на кого не похожий форвард Александр Воробьев. Киктевские ученики кроме того — вратарь Александр Скотаренко, защитники Юрий Лыков, Юрий Смирнов, под его влиянием вырос Александр Шикунов, сейчас вице-президент «Ростова».
***
Алексеич был внимательнейшим читателем нашей газеты, не пропускал ни одного номера и, если какой-то материал его, как говорится, цеплял, непременно звонил в редакцию и либо благодарил за публикацию, либо… устраивал авторам нагоняй за какие-то неточности, называя их «горбушками» (он очень скрупулезно относился к историческим фактам), или, на его взгляд, необъективность тех или иных оценок. Также всегда охотно откликался на просьбы журналистов помочь восстановить хронику различных событий давней поры, тем более что память у него была великолепная, а рассказчиком он являлся отменным.
Кроме того, Киктев старался не оставлять без внимания юбилеи известных ростовских футболистов и, прочитав в газете поздравительную заметку в адрес того или иного ветерана, тотчас набирал редакционный номер: «Подскажите-ка телефон такого-то, хочу его лично поздравить…»
Нам будет очень его не хватать. Как и всему донскому футболу, легендой которого он был и останется навсегда.
Прощайте, Виктор Алексеевич. Смерть победить невозможно, но, пока жива память людская, ваш главный поединок – с забвением – не проигран.
«ФК» выражает глубокие соболезнования родным и близким Виктора Алексеевича Киктева
На фото 1958 год. Футболисты СКВО, завоевавшие путевку в класс «А». Виктор Киктев – третий слева