На совещании федерации футбола Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, состоявшегося в конце декабря в Азове, откровенный разговор зашел о ситуации в судействе в регионе.
Лом-Али ИБРАГИМОВ, президент межрегиональной общественной организации «Федерация футбола ЮФО-СКФО»:
— С 2012 года, скорее всего, произойдут изменения в системе назначений инспекторов, которая теперь будет строиться по принципу квалификации инспектора как бывшего судьи. Например, если он в своей карьере был арбитром первой лиги, то может работать не выше, чем на матчах первого дивизиона.
Изменится и возрастной ценз действующих судей. В 45 лет будут заканчивать судить в премьер-лиге (раньше было 48), в 42 завершат карьеру в первом дивизионе и в 37-м – во втором дивизионе.
Стало быть, у нас будут высвобождаться места. Поэтому нам необходимо вести работу с судьями и инспекторами с учетом нововведений. У нас, к сожалению, арбитров не хватает. Дагестан, где население два миллиона человек, а команда «Анжи» выступает в премьер-лиге, представлен всего одним судьей в первой лиге – Феликсом Шикерхановым, который находится на закате свой карьеры. Кто его заменит?
В Чеченской Республике всего один судья – Адлан Хатуев (первый дивизион, ассистент). В Ингушетии и Карачаево-Черкессии вообще нет судей, представляющих профессиональный футбол. Вопрос по воспитанию судейских кадров серьезно поставлен в Краснодарском и Ставропольском краях, Ростовской области. Здесь люди хотят прогрессировать и стать профессионалами.
Наша задача — увеличить представительно судей юга России в профессиональном футболе с 40 до 55. В свое время в трех профессиональных лигах России работали 75 арбитров от юга. Куда все эти люди делись? Сегодня судьи из объединения «Черноземье» обслуживают соревнования второй лиги зоны «Юг», а наши никуда не ездят.
Прежде чем рефери попадает в профессиональный футбол, он проходит тернистый путь и не каждый его выдерживает. Прежде чем человек будет рекомендован во второй дивизион, он за три года должен отсудить не меньше 30 игр в третьей лиге и детско-юношеских соревнованиях. Что это значит? Поехал юнец судить матч в какую-нибудь тьму-таракань. Ему там пинков футболисты-мужики надавали, и на следующую игру он не вышел. Всё, карьера закончилась, не начавшись. Поэтому нам надо поощрять и оберегать молодых рефери, особо помогать самым одаренным.
Вот отберут рефери для обслуживания матчей 2012 года. А остальных куда девать? Надо объяснять им, что их час еще пробьет, не сегодня – так завтра.
Сергей ТИМОФЕЕВ, председатель судейско-инспекторского комитета федерации футбола ЮФО-СКФО:
— Честно скажу, непростое мне наследство досталось. Я изучил много протоколов и рапортов матчей. Анализирую ситуацию. И картина вот какая. На сегодняшний день у нас 40 судей, обслуживающих профессиональные лиги. Среди них арбитр ФИФА Владимир Казьменко, шесть помощников в премьер-лиге, шесть главных арбитров в первом дивизионе, семь помощников первого дивизиона. В этих лигах наше представительство выглядит более-менее сносно.
Хотелось бы, чтобы главных арбитров в элитном дивизионе прибавилось. В нынешнем году такой шанс получит Сергей Иванов из Ростова. Сложилось удручающее положение с судьями во втором дивизионе. На сегодняшний день юг имеет в нем всего шесть главных арбитров и 14 помощников. Мы не можем закрыть своими силами зону «Юг», где выступает 18 команд. В туре девять игр, поэтому нам как минимум нужно девять главных арбитров и 18 помощников.
Восполнить этот недостаток и есть наша основная задача на ближайшие годы. Я провел анализ: почему произошло сокращение количества судей юга России? Два года назад мы потеряли восемь мест, потому что большинство не сдали спортивные нормативы и последовали две неудовлетворительных оценки по итогам сезона. Что нам надо сделать, чтобы восстановить свои интересы? Прежде всего, обучение и физическая подготовка. В регионах работают школы молодого арбитра. В Краснодарском крае, Ростовской области, Астраханской области и Ставропольском крае центр судей, который мы создали при объединении, заработал на полную мощь. Я проработал там год заместителем директора, и мне это пошло на пользу. Потому-то знаю всех арбитров, знаю потенциал каждого. Те новые кадры, которые приезжают в центр на учебу, по ним сразу видно — занимаются с ними на местах или нет.
На матчи третьего дивизиона будем назначать учащихся центров судейства, а на самые ответственные поединки — более квалифицированных арбитров, обслуживающих второй и первый дивизионы.
Подняв протоколы матчей третьего дивизиона, я пришел в уныние. Мы хотели сделать рейтинг среди судей третьего дивизиона, но не получилось. И вот по какой причине. В третьем дивизионе восемь инспекторов. Самая низкая оценка, которую получили судьи, – это 7,3 и 7,9, остальные – 8,5, а у помощников одни «девятки» (по десятибалльной системе это считается «пятеркой»).
Если брать рейтинг помощников, то у них средняя оценка 8,9. А у главных арбитров — 8,7. Зачем нам липовые оценки? И для чего нам нужны такие инспекторы в третьем дивизионе? Человек приехал, посмотрел футбол, нарисовал оценку «пять», получил зарплату и уехал. Какой в том прок?
Москва обещала нам выслать все замечания к нашим арбитрам и инспекторам, которые у них были в течение года. Это позволит нам провести комплексную работу над ошибками.
www.footballufo.ru
На фото Владимир Казьменко – пока единственный ростовчанин, работающий в премьер-лиге в роли главного судьи