Команда ДЮК ФК «Ростов» 2004 года дебютировала в нынешнем году на российских соревнованиях. Об этом, а также об особенностях работы с самыми маленькими футболистами рассказал один из тренеров коллектива Александр Тихонов.
— Турнир федерации футбола Краснодарского края прошел с 18 по 27 марта. В нем участвовало 16 команд 2004 г.р., которые были разбиты на четыре группы. На мой взгляд, формула соревнований была составлена неудачно.
Победители групп боролись за чемпионство, команды, занявшие вторую строчку, оспаривали позиции с пятой по восьмую, третьи — с девятой по двенадцатую и так далее.
На первом этапе нашими соперниками стали коллективы из Питера, Москвы и Подмосковья. Ребята заняли второе место, одержав победы над столичными командами, но уступив «Зениту».
После этого попали в группу к курскому «Авангарду», «Академии футбола» (Краснодар) и команде «Красногвардеец-1 » (Москва). Победили во всех трех матчах и в итоге стали пятыми. Турнир получился сложным, без права на ошибку.
Мне кажется несправедливой ситуация, при которой дети выиграли пять матчей из шести, но даже не попали в призеры. Если бы после первого этапа сделали стыковые матчи между первым и вторым местом в группах, сохранился бы спортивный принцип и результат оказался более объективным.
В то же время турнир был великолепно организован. Питание, проживание, искусственное поле, на котором проходили матчи, — все было на высоком уровне. Наши дети впервые играли на большом поле по системе один в воротах, шесть человек в поле, однако довольно быстро освоились.
В первенстве Ростова-на-Дону мы играем по системе один — четыре. На соревнованиях хорошо увидели сильные и слабые стороны наших мальчишек. С точки зрения оценки возможностей ребят, определения их потенциала прошедшие матчи дали массу полезной информации.
— В каких еще турнирах в этом году планируется принять участие?
— Будем доигрывать первенство города. Соревнования стартовали в прошлом году. Второй круг пройдет с конца апреля по середину июля. Летом обязательно повезем детей на оздоровительный сбор на море, а осенью планируем сыграть в одном из междугородных турниров. Возможно, опять поедем в Геленджик, где нас так здорово приняли в марте.
— Сколько сейчас ребят в команде?
— Тренируется чуть больше 20 человек. В основном ростовские ребята, но есть и те, которых родители привозят из области. По графику у нас запланированы три тренировки в неделю и одна игра. Если видим, что ребенок талантливый, то тем, кто живет не в Ростове, иногда идем навстречу, разрешая одну тренировку пропускать.
Однако если он проводит меньше двух занятий в неделю, то работать с ним дальше нет смысла. Мальчик просто отстанет в своем развитии и не выдержит конкуренции. У нас есть три играющие четверки. Ребята, которые выглядят послабее, пока просто тренируются. В процессе занятия нужно уделить внимание всем. Допустим, учим их делать передачу внутренней стороной стопы.
Для этого каждому надо показать, как правильно ставить ноги, как замахнуться, ударить по мячу. Если детей слишком много, то кто-то окажется вне зоны внимания и ничему не научится, поэтому группы у нас небольшие.
— Работа с детьми имеет свою специфику. В чем она заключается?
— Дети больше всего любят играть, поэтому на каждой тренировке даем им такую возможность. Важно, чтобы ребята получали удовольствие от занятия, чтобы им было интересно, потому что в таком возрасте они не могут просто механически выполнять упражнения. Мы, как тренеры, смотрим на способности мальчишек, постепенно отбираем лучших.
В этом возрасте обращаем внимание, прежде всего, на сообразительность, координацию, быстроту работы ног. Они должны быстро двигаться и думать. Охотно возим детей на соревнования, после которых вносим коррективы в состав. Наша задача отличается от целей обычных спортивных школ.
Мы отбираем лучших, чтобы потом готовить из них профессиональных спортсменов. К сожалению, не можем предоставить возможность заниматься всем желающим, но шанс готовы дать каждому.
— Какими качествами должен обладать тренер, чтобы успешно работать с маленькими детьми?
— В таком возрасте у всех детей горят глаза. Они с удовольствием выходят на поле, безо всякого страха. Настраивать их на матчи особо не приходится, иногда даже надо сдерживать, просить быть спокойнее.
Тренер должен быть им вторым отцом, относиться как к своим детям. Важно уделять много внимания их воспитанию, показывать позитивный пример. Не только привить любовь к футболу, но и научить вести себя достойно в жизни. Наставнику детской команды надо быть психологом, педагогом и просто хорошим человеком.
— Раньше вы занимались с командой 1996 года рождения. С кем сложнее приходится — с маленькими детьми или со взрослыми ребятами?
— Раньше я никогда не работал с восьмилетними детьми, но привык. Это очень интересно чему-то их научить и видеть, как они растут в дальнейшем. Ребенок — это индивидуальность.
У каждого есть какие-то способности. В процессе работы стараемся привить им те качества, которые еще не развиты. Но самое главное — ребят нужно увлекать, на каждом занятии придумывать что-то новое.
Детский тренер по футболу, прежде всего, должен не рассказывать, а показывать. На первый план в этом возрасте выходит демонстрация того, как нужно сделать тот или иной элемент.
Тренер — это пример для подражания, поэтому он всегда должен быть в хорошей форме.
Маленькие дети лучше воспринимают не слова, а показ. Они намного быстрее осваивают футбольные премудрости, если видят, как это делает тренер.
— Чем принципиально отличается подготовка детей разных возрастов?
— Футбольная подготовка, независимо от возраста, строится на четырех китах: развитии двигательных навыков, правильном перемещении по полю (тактики), техники и воспитании характера. Особенность заключается в том, что применительно к разным возрастам наставник варьирует соотношение этих составляющих.
В младшем возрасте больше задействованы игровые методы подготовки, в старших — акценты смещаются на другие аспекты. Матрица для всех возрастов одна, но обучение варьируется с учетом возраста, физиологии и способности ребят учиться.
До 10 лет нужно работать в основном над технической оснащенностью. Какому обращению с мячом мы их сейчас научим, так они и будут играть в дальнейшем. Обращение с мячом лежит в основе всего. Затем уже подтягиваем физические кондиции и тактическую грамотность.
- Еще один важный фактор — креативность, умение нестандартно мыслить на поле. Чем больше таких детей в команде, тем интереснее смотреть ее игру.
Если всех одинаково обучать, то на выходе получим группу футболистов среднего уровня. Нужно поощрять индивидуальность и импровизацию, даже если дети совершают ошибки. Талантливые игроки потому и талантливы, что они принимают нестандартные решения. На мой взгляд, тренер чаще должен вспоминать, что детский футбол — это радость!
Из официальной программки к матчу 25-го тура «Ростов» — «Терек» (Грозный), опубликовано 11 мая 2013