В 1980 году Вениамин Искра, ныне известный активист ветеранского футбольного движения на Дону, занимал должность начальника команды «Ростсельмаш», и именно он в разгар сезона убедил полузащитника Курбана Бердыева перейти из ростовского СКА в стан заводского клуба. За «комбайностроителей» тот провел десять матчей и забил четыре мяча. А потом покинул донскую землю, чтобы вернуться сюда 35 лет спустя.
Сегодня Искра рассказывает «ФК» о том, каким ему запомнился в период совместной работы новый главный тренер «Ростова».
курбан бердыев на матче фк ростов — рубин в 2009 году в роли главного тренера казанцев // фото footballufo.ru
— Мы внимательно наблюдали за выступлениями Бердыева в СКА, и он нам очень приглянулся. И тогда по просьбе старшего тренера «Ростсельмаша» Владимира Новика я вышел на футболиста и, зная, что у него подходит срок демобилизации из рядов Вооруженных сил, переговорил с ним по поводу возможности продолжения карьеры в нашей команде. Курбан достаточно легко принял это предложение и, когда пришел приказ о его увольнении из армии, тут же перебрался к нам. Мы в ту пору делали ставку на ростовских футболистов, но для Бердыева, родившегося и большую часть карьеры проведшего в Средней Азии, сделали исключение — уж больно хорош он был как футболист.
— Чем он отличался в игре?
— Это был настоящий мозговой центр на поле. Искусная техника, кошачья пластика, шикарное чтение игры, остановка, ведение, владение мячом, мощный удар — он обладал всеми этими качествами сполна. Про таких, как он, мастеров говорят: вперед смотрит и что сзади видит. Превосходный организатор игры.
— А каким был Бердыев в быту?
— Он очень воспитанный, интеллигентный человек, приятный в общении. Для наших футболистов Бердыев был примером того, как необходимо себя вести на поле и за его пределами. Тогда не было в ходу слова «профессионал», но Курбан являлся именно настоящим профессионалом. Обращала на себя внимание его ответственность — перед футболом, перед партнерами, перед тренерами. Я с тех пор очень много лет с ним не общался, но, надеюсь, в этом он не изменился.
— А религиозность Бердыева тогда была заметна?
— Нет. Во-первых, в то время было не принято выставлять напоказ свое отношение к вере, да что там — это откровенно не приветствовалось по известным идеологическим причинам. И Курбан ничего подобного не подчеркивал. Да и ставших сейчас его фирменным атрибутом четок мы тогда у него не видели.
— По окончании сезона-80 он покинул «Ростсельмаш». Не было желания удержать столь ценного игрока?
— Мы очень хотели, чтобы он продолжал за нас играть. И сделали для этого все возможное. В том числе удалось убедить руководящий триумвират завода «Ростсельмаш» — директора, профком и партком — принять решение о выделении Бердыеву жилья в Ростове. С ордером на квартиру я и отправился на разговор с ним о продолжении сотрудничества. Но получил отказ. Курбан, несколько смущаясь, сказал, что очень благодарен нам за теплое к нему отношение, доверие, но он за годы службы в армии очень соскучился по родным краям и его страшно тянет домой. Стало ясно, что удержать его в Ростове не сможет никакая сила. И в итоге он уехал, о чем нам пришлось лишь сожалеть.
— Может быть, его смутило еще и то, что «Ростсельмаш» тогда выступал лишь во второй лиге союзного чемпионата?
— Допускаю, но об этом он не говорил. Возможно, не желая нас обидеть словами, что, дескать, «Ростсельмаш» — не его уровень.
— Вы сказали о квартире для Бердыева. А где он жил в бытность игроком «Ростсельмаша»?
— В общежитии для футболистов, расположенном в парке Островского. Сейчас там база футбольного клуба «Ростов». У нас тогда не практиковалась аренда квартир для игроков, к тому же большинство из них были местные ребята и, благодаря руководству завода, со временем им предоставлялось жилье. В этих «заводских» квартирах многие до сих пор живут.
— Если бы Бердыев тогда остался в «Ростсельмаше», как, на ваш взгляд, могла сложиться его дальнейшая судьба?
— Не могу знать, ведь жизнь непредсказуема и порой выписывает невероятные зигзаги, но в одном убежден наверняка: он в любом случае стал бы тем, кем стал, — классным футбольным тренером. Знаете, еще в те годы, когда Курбан выступал, в нем просматривались тренерские задатки и организаторские способности. Те, кто хорошо его знал и видел в работе, признавали: из Бердыева получится специалист высокого уровня! И я очень рад, что ему удалось добиться больших успехов на этом поприще.
— Верите, что у него получится навести порядок в игре «Ростова»?
— Курбану Бекиевичу это точно под силу. Надеюсь, при нем футбол в исполнении команды заиграет новыми красками, а на поле станет больше порядка и дисциплины.
Виктор Шпитальник, Футбольный курьер, опубликовано 25 декабря 2014