В богатой событиями футбольной биографии Сергея Андреева открывается новая страница. Причем поворот в его тренерской карьере случился самый неожиданный: не оказавшись востребованным дома — в Ростове и вообще в российском футболе, Сергей Васильевич получил предложение поработать за рубежом. Конкретно – в Македонии, в клубе «Вардар» из столичного города Скопье.
Новая команда бывшего наставника «Ростсельмаша», СКА, «Черноморца», «Салюта-Энергии» и «Атырау» – весьма титулованная в своей стране, чемпион Югославии и семикратный чемпион Македонии, регулярный участник еврокубков.
Вот и сейчас, после 19-ти сыгранных в первенстве туров, она делит 1-3-е места с двумя другими претендентами на золотые медали первой лиги (аналог российской премьер-лиги), а ее многочисленные болельщики мечтают будущей осенью в очередной раз услышать на родном стадионе гимн Лиги чемпионов.
Словом, работа Андрееву предстоит интересная и очень ответственная. Чему он, судя по его настроению, только рад.
— Многие мои коллеги говорят: тренер не должен сидеть без работы. Я с этим полностью согласен, — начал Сергей Васильевич разговор с корреспондентом «ФК». – Признаться, в последние месяцы засиделся без дела, поэтому принял предложение «Вардара» с огромным удовольствием.
— Как вообще появился македонский вариант?
— Недавно у «Вардара» сменился владелец – им стал российский бизнесмен Сергей Самсоненко, с которым мы давно знакомы. В свое время вместе играли в теннис в Ростове, хотя не сказать, что общались много и часто. И вот в начале декабря он мне позвонил, сразу огорошив вопросом: «Сергей, ты как, в форме?» «Конечно, — отвечаю. – Как говорится, всегда готов!» И тогда он озвучил свое предложение ко мне: стать главным тренером «Вардара».
— Ваша первая реакция?
— Если вы о сомнениях, то их не было, глупо было бы отказываться от интересной работы. Конечно, присутствовал эффект неожиданности, все-таки ехать придется в дальние края, можно даже сказать, в неизвестность. Но такова тренерская доля. Если в Ростове оказался не нужен, неудобен, неугоден, неприятен – это кому как, значит, поеду трудиться в Македонию. Как я понял, там во мне заинтересованы, там меня ждут и возлагают на меня определенные надежды. Я же уверен в своих силах и принимаю этот вызов легко, даже с азартом.
— Успели навести справки о новом месте работы?
— Пока только в общих чертах. Самсоненко рассказал мне, что «Вардар» — очень популярный в Македонии клуб. Если проводить аналогию с российским футболом, то, по примеру нашего «Спартака», является там «народной командой». Красавец-стадион в Скопье, который я видел на фотографии, вмещает 36 тысяч зрителей и нередко заполняется под завязку. Там играет не только «Вардар», но и национальная сборная страны.
Кстати, как я выяснил, именно на этой арене в 1999 году мы с «Ростсельмашем» проводили матч Кубка Интертото против македонской «Цементарницы», но тогда он выглядел несколько иначе, не столь внушительно и презентабельно.
— А что представляет собой команда нынешнего образца?
— Это мне предстоит оценить, прибыв на место. Трансферное «окно» в Европе закрывается 1 февраля, поэтому сделать какие-то приобретения футболистов по моему усмотрению клуб уже не успеет. Так что буду работать с тем составом, который достался мне в наследство. Ну ничего, разберемся. Как говорится, лиха беда начало…
— Задам вопрос наивный, но все же: раньше хоть мельком следили за чемпионатом Македонии?
— Нет, конечно. Он же не входит в число европейских топ-первенств, поэтому особого интереса для меня не представлял. Только теперь узнал, что чемпионат там проводится по системе «осень-весна», в элитном дивизионе выступают 12 команд, играющие в три круга.
Сейчас сыграно 19 туров, впереди – еще 14. Уровень футбола? Не спрашивайте, пока не видел, знаю лишь, что сборная Македонии, которая периодически достается России в соперники по отборочным турнирам чемпионатов мира или Европы, выступает не самым лучшим образом.
— Отправляетесь в Скопье один или пригласите российских помощников составить вам компанию?
— Пока – один. Конечно, в идеале хотелось бы видеть рядом хорошо мне знакомых людей, единомышленников, которые входили бы в тренерский штаб и помогали в работе, но для начала нужно осмотреться на месте, познакомиться с коллективом, выяснить, что там вообще происходит, чем дышит команда. Вот после этого и приму решение по ассистентам.
— Вас не пугает неизвестность? Чужая страна, другой язык, иной менталитет…
— Ну а чего бояться? Будь я начинающим молодым тренером, может, маленько и сдрейфил бы. А сейчас, имея за плечами большой опыт, к тому же обладая навыками нахождения в легионерской шкуре со времен выступлений в Швеции, никакого дискомфорта не испытываю. Волнение?
Да, оно, не скрою, присутствует, как и у любого нормального человека, приступающего к новой работе. Но ведь меня позвали заниматься тем, что я хорошо знаю, чем живу, — футбольной тренерской деятельностью. А язык футбола универсален, так что, убежден, взаимопонимание будет найдено быстро.
— Контракт с «Вардаром» уже подписан?
— Это будет сделано уже в Скопье. Для меня главное – договоренность с владельцем клуба, с ним мы все обсудили и пожали друг другу руки. А бумаги подписать еще успеем, это не горит.
— Но хоть известно, на какой срок будет рассчитано соглашение с вами?
— От трех до трех с половиной лет – в устных беседах с президентом речь шла о контракте именно такой продолжительности.
Завтра Андреев уезжает в Скопье, где для него начнется операция «Македония». Пусть она пройдет успешно, а мы получим все основания гордиться своим тренером, представляющим Ростов в футбольной Европе.
Виктор Шпитальник, Футбольный курьер, опубликовано 30 января 2014