Капитан ростовской команды Стипе Плетикоса рассказал о самых ярких моментах своей карьеры, вспомнил как он стал вратарем и выразил желание посетить матчи чемпионата мира-2018, которые пройдут в России.
В Лиге Европы нам не хватило опыта
— В спортивном плане на команду сильно повлияло поражение от «Трабзонспора»?
— Думаю нет. Хочу, чтобы болельщики правильно меня поняли: мы очень хотели играть в Лиге Европы. Однако, чтобы там успешно выступать необходима финансовая стабильность, надо иметь 17-18 футболистов хорошего качества и еще нужен опыт. К сожалению, нам всего этого не хватало. У команды короткая скамейка. Не хочу, чтобы «Ростов» повторил судьбу «Анжи», который в прошлом сезоне неплохо выступил в еврокубках, но неудачно в чемпионате.
Махачкалинцы покинули премьер-лигу, хотя команда была сильной и игроков для ротации там хватало. Играть на два, а если считать Кубок России, то и на три фронта – очень тяжело. Знаю, о чем говорю, потому что всю жизнь выступал в больших клубах. «Трабзонспору» уступили из-за нехватки опыта. В матчах с турками «Ростов» показал неплохой футбол и, думаю, не разочаровал болельщиков. Однако в первой игре мы пропустили необязательные голы, которые и предрешили нашу судьбу.
Ложился спать в футболке «Хайдука»
— Ваша карьера богата яркими событиями. Какие моменты чаще всего вспоминаете?
— Было немало запоминающихся матчей в составе «Хайдука», «Шахтера», «Спартака», «Ростова». Я выигрывал кубки Хорватии, Украины и России, завоевывал медали национальных чемпионатов, не раз получал призы как лучший игрок сезона в составе команды. Провел больше 100 матчей за сборную Хорватии. В моей карьере было три чемпионата мира и два чемпионата Европы.
Если бы не травма бедра, сыграл бы и на Евро-2004 в Португалии. В «Ростове» мы сотворили историю, выиграв первый трофей в истории клуба. Чем старше становишься старше, тем чаще вспоминаешь времена, когда выступал на родине. Для меня «Хайдук» — особая команда, в мире мало клубов, где болельщики и команда так тесно связаны между собой.
— Расскажите, как вы стали вратарем.
— Играть в футбол начинал во дворе перед домом в шесть лет. В те времена у нас был мяч и ничего больше. Люди жили скромнее, но более дружно. Мой папа — большой поклонник «Хайдука». Очень любил эту команду, регулярно ходил на ее матчи. Когда исполнилось пять лет, отец впервые взял меня с собой. Это был 1984 год, мы смотрели игру с «Црвеной Звездой». Когда растешь в такой атмосфере, невольно сам становишься болельщиком. Все это сохранилось и по сей день. Когда семья в Сплите собирается вместе, первая тема для разговора — «Хайдук».
Во дворе никто не хотел становиться в ворота, меня туда ставили как самого маленького по возрасту. Мне понравилось. Папа видел, что я люблю футбол, и в восемь лет отвел в клуб на просмотр. Сразу взяли в команду U-12. Всегда мечтал выступать за «Хайдук». Ложился спать и верил, что настанет день, когда надену футболку любимой команды.
Первый турнир прошел в 1987 году в 100 километрах от Сплита. Тогда впервые в жизни взял в руки клубную футболку. В то время купить ее было нельзя. Помню, как умоляли тренера отдать нам наши футболки. Ребята не только ходили, но и спали в них. Любовь к «Хайдуку» живет во мне с детства и до сих пор, свой последний матч в карьере хотел бы сыграть именно за эту команду. Сейчас моему сыну пять лет и мы тоже вместе ездим на стадион и смотрим футбол. В нашей семье так принято.
В «Ростов» шел на три месяца, а остался на несколько лет
— Насколько трудно было решиться на переход из «Хайдука» в «Шахтер»?
— Очень трудно. Когда выступал в Сплите, мной интересовались большие клубы из разных стран. То, что я принял приглашение из Донецка, в Хорватии многих удивило. О «Шахтере» тогда мало кто знал, клуб не достиг еще тех высот, на которых находится сейчас. До 24-х лет играл почти бесплатно, последовало выгодное предложение из Донецка. Сердце говорило одно, а люди вокруг советовали совсем другое. Говорили о деньгах, что обеспечу себя и свою семью. Первое время держался, но потом начал скучать по семье и дому. Хорошо, что в то время женился и мне во всем помогала супруга. К сожалению, сегодня футбол — это бизнес, от этого никуда не деться. Но я всегда говорю молодым ребятам, которые много думают о деньгах, что прежде чем принять решение, нужно послушать свое сердце.
— В целом как оцените украинский этап карьеры?
— Первый сезон провел неплохо, но все же чувствовал себя не в своей тарелке. Хочу подчеркнуть, что это не связано с клубом, в «Шахтере» всегда все было организовано на самом высоком уровне. Речь о других вещах. В Хорватии вокруг футбола кипит жизнь, стоит сильный шум. Когда уезжал, казалось, что за границей этого будет еще больше. Однако на Украине все оказалось наоборот. Вокруг матчей ажиотажа нет.
Когда отправлялись на выезд, регулярно сталкивались с плохими полями и стадионами, психологически это на меня влияло. Плюс наслоилось то, что из-за травмы пропустил Евро-2004. В «Шахтер» тогда пришел новый тренер – Мирча Луческу. Он хотел, чтобы в команде было два сильных вратаря – я и Лаштувка. Однако в 2005-м все же вернулся домой и провел отличный сезон в аренде в «Хайдуке», затем съездил на чемпионат мира. А весной 2007-го перешел в «Спартак».
— Почему выбрали именно «Спартак»?
— Были предложения от разных клубов, но большинство стремилось взять меня в аренду. В Донецке же хотели совершить трансфер. Когда появился «Спартак», их предложение устроило и меня, и «Шахтер». Честно скажу, когда переходил, не знал, что красно-белые — самый большой клуб в России. Переход состоялся в марте – в последний день трансферного окна. Москвичи сыграли первый тур, а во втором я встал в ворота и почувствовал энергию трибун, снова окунулся в привычную футбольную атмосферу. Чувствовал, как заряжаюсь от болельщиков, как они дают силы хорошо играть.
— Что дал вам сезон, проведенный в «Тоттенхэме»?
— Это был хороший опыт. Почувствовал, что такое футбол в Англии, какая там царит атмосфера, страсть к игре. Причем это касается даже клубов, которые выступают во втором-третьем дивизионе. В «Тоттенхэме» провел прекрасный год, меня хотели оставить в команде, но не удалось получить разрешение на работу. Чтобы играть в Англии, нужно за два года провести не менее 75 процентов официальных игр за сборную. А я большую часть предыдущего сезона пропустил из-за травмы и выполнить это условие никак не мог. Если бы разрешение получил, обязательно остался бы в лондонском клубе и ждал своего шанса.
— После «Тоттенхэма» какие имелись варианты продолжения карьеры?
— «Селтик» и «Ростов». Сначала отправился на просмотр в шотландский клуб. Поскольку год не играл, «кельты» хотели посмотреть меня в деле. Я имел хорошие рекомендации из «Тоттенхэма», однако в «Селтике» тянули время, не спешили заключать контракт и увеличивали срок просмотра. Это стало похоже на цирк, и я решил уйти. Поехал домой, несколько дней провел в кругу родных. Возникло неприятное чувство, что оказался без клуба. На руках было предложение от «Ростова» и я решил его принять. Честно говоря, планировал поиграть здесь три месяца, но остался уже больше чем на три года.
Хорватию ждет светлое будущее
— Какие воспоминания оставил в памяти чемпионат мира в Бразилии?
— Не слишком хорошие. Разочарован как своей игрой, так и выступлением сборной. В Хорватии итоги мундиаля обсуждали три месяца. Что нам помешало? На мой взгляд, атмосфера внутри команды была не лучшей. Тренерский штаб сделал чрезмерную ставку на дисциплину, нам не хватило раскованности. Хорватские футболисты давно дружат между собой, у нас сложились хорошие отношения, и мы не дети, за которыми надо следить.
— Хорватия регулярно выходит в финальные стадии чемпионатов мира и Европы, однако там добиться высокого результата пока не может.
— Да, такая проблема есть. Нынешний цикл тоже хорошо начали. Набрали 10 очков из 12, идем на первом месте. Уверен, во Францию попадем без вопросов и там у нас будет шанс добиться успеха. В 2008 году могли выйти в полуфинал, но проиграли туркам, пропустив гол на 120-й минуте. Неплохо смотрелись в 2010-м, когда играли вместе с Италией, Испанией и Ирландией. Забей Ракитич гол при ничейном счете за 20 минут до конца и из группы могли выйти мы, а не испанцы. Вообще при Биличе, который является одним из любимых моих тренеров, мы показывали отличный футбол.
— Какими видите дальнейшие перспективы сборной Хорватии?
— Очень хорошими. В нашей стране хватает талантливых футболистов. Сейчас сборную покинули несколько ветеранов, их места заняла молодежь, и команда выглядит только лучше. В Хорватии любят футбол, ребята с детства в него играют. Считаю, главная проблема российского футбола именно в этом. Молодые игроки не растут, потому что нет футбола на улицах. Вот куда надо вкладывать деньги, строить освещенные площадки с искусственным покрытием, чтобы можно было играть даже зимой в вечернее время. Со временем это принесет пользу вашей сборной.
Россия должна уделить внимание инфраструктуре
— Через три года в России состоится чемпионат мира. Каких ошибок нужно избежать нашей стране, чтобы турнир прошел на высоком уровне?
— Прежде всего, следует создать хорошую инфраструктуру: построить гостиницы, аэропорты, сделать нормальные дороги. Люди, которые приедут в Россию, должны чувствовать себя здесь комфортно. В Бразилии, например, отели были ужасными. Приехали в Манаус – гостиница очень плохая. Приехали в Ресифе – тоже самое. Сейчас информация распространяется быстро. Футболисты сделали пару фотографий, выложили их в Инстаграм и Твиттер и об этом сразу узнает весь мир. Не сомневаюсь, хорошие стадионы будут построены, но все должно быть удобно. Для болельщиков надо создать места, где они смогут смотреть футбол в свое удовольствие – спортбары, фан-зоны. Если все правильно сделать, на этом можно заработать хорошие деньги. В Бразилии еще одной серьезным вопросом была криминогенная обстановка, требовалось постоянно быть начеку. Впрочем, в России такой проблемы, уверен, не возникнет.
— Какой чемпионат из тех, где вы играли, запомнился больше всего в плане организации?
— Однозначно в Германии. Условия там были прекрасными. Поля, базы, стадионы, гостиницы – все на высочайшем уровне. Хорошее впечатление также произвел турнир в Австрии и Швейцарии, там тоже никаких проблем не возникало.
— В 2018 году вы приедете в Россию посмотреть матчи чемпионата мира?
— Конечно. У меня здесь много друзей и я всегда с удовольствием с ними общаюсь. Вообще я отношусь к России с большим уважением, здесь проходит большой этап моей карьеры. Если смогу чем-то помочь вашей стране или российскому футболу, то всегда готов это сделать.
— Вы легко идете на контакт с болельщиками?
— После игры всегда даю автографы и фотографируюсь с желающими. Считаю, это часть моей профессии – дарить людям, которые приходят на стадион и болеют за меня и мою команду, приятные эмоции. Делаю это с удовольствием!
Программка к матчу ФК Ростов, пресс-служба клуба, опубликовано 10 декабря 2014