В страшном сне не могло привидеться, что это случится именно таким образом. Сыграв бездарный, не заслуживающий никаких оправданий матч в Сызрани, «Ростов» заставил своего главного тренера краснеть, как, впрочем, делал в этом сезоне неоднократно, и в итоге принять решение, которое было им озвучено на пресс-конференции.
— Я подаю в отставку, — заявил Миодраг Божович. — Наверное, за два с половиной года совместной работы мы с футболистами устали друг от друга, и единственный выход в сложившейся ситуации — расстаться. У нас в этом сезоне плохие результаты, разгромные поражения, а сегодняшний матч стал последней каплей. Уходить нужно вовремя, и я готов это сделать сейчас. Надеюсь, новому тренеру удастся встряхнуть команду и привести ее в чувство. А мне пришла пора собирать чемодан.
И хотя буквально через несколько минут после того, как слова Божовича были растиражированы средствами массовой информации, вице-президент донского клуба Александр Шикунов сообщил, что ни о какой отставке не может быть и речи, мол, все это эмоции Миодрага, а завтра мы с ним переговорим и убедим остаться, к вечеру следующего дня пресс-служба клуба официально уведомила общественность, что работа черногорского наставника в «Ростове» завершена.
Он не дал руководству ни одного шанса себя переубедить, твердо опершись на известный принцип «уходя — уходи». И даже в этом, пожалуй, самом неприятном эпизоде своей работы на Дону, себе не изменил и совершенным поступком лишний раз подтвердил то, о чем прежде неоднократно говорил: «Держаться за работу и дорожить ею — это разные вещи. Я дорожу.
Дорожу тем доверием, которое мне оказали в Ростове. И подводить людей, пригласивших меня сюда, не имею права, поскольку чувствую свою ответственность за дело, мне порученное. Но цепляться за должность всеми правдами и неправдами не стану ни при каких обстоятельствах».
Подул ветер перемен, и Графа, измученного борьбой со стремительно собиравшимися в ком неурядицами, закружило в прощальном вихре и унесло далече от донских берегов. Наблюдать за тем, как команда второй лиги превращает хрустальную карету обладателя Кубка России, на которой «Ростов» прибыл в волжскую глубинку, в тыкву, было невыносимо.
На этом фоне даже недавние разгромы от грандов показались сущим пустяком, сродни комариным укусам. И после пережитого сызранского кошмара Божович просто не мог пойти на сделку со своим профессиональным самолюбием, не оставившим ему иного выхода. Час расставания пробил.
Нельзя сказать, что его уход получился эффектным, поскольку результаты выступления команды в нынешнем сезоне, причем во всех турнирах, давали основания для отставки в любой из множества тяжелых эпизодов, пережитых за эти два месяца. Скорее, он стал закономерным. Миодраг, большой оптимист по жизни, до какого-то момента искренне верил в то, что дела наладятся.
Но с каждой новой неудачей эта вера становилась все меньше и меньше, в конце же концов от нее не осталось ничего. И он одним махом разрубил этот узел, особо подчеркнув: всю ответственность берет на себя, не оставляя, как за некоторыми тренерами водится, поражения сиротами. Что, несомненно, достойно уважения и гораздо важнее всяческих спецэффектов — поклонов, объятий и слез.
***
Два с лишним года работы Божовича в Ростове пролетели, как один миг. После прошлого лихолетья, принесшего клубу и его поклонникам массу разочарований, деятельность Графа на посту главного тренера стала глотком свежего воздуха. И пусть не сразу, пусть с осложнениями (в первый сезон под его руководством «желто-синие» завершали чемпионат переходными матчами за право остаться в премьер-лиге), но удалось выйти на верную дорогу, которая привела к триумфальному завершению сезона прошлого. Однако в достижении пика есть своя закавыка: приходится спускаться вниз.
Это оказалось самым трудным. И для команды, и для тренера, вдруг потерявшим ту запредельную мотивацию, которая всей своей мощью двигала их вперед еще совсем недавно.
Коллектив, бережно и старательно выстраиваемый Божовичем ранее, перестал быть единым целым, ведь футболисты стали преследовать разные цели: кто-то был еще увлечен грядущими перспективами, а кому-то, увы, майский успех застил глаза. Об этом сам Миодраг говорил мне совсем недавно:
— После того как мы выиграли Кубок, некоторые футболисты решили, что они уже всего добились и дальше победы будут приходить автоматически. Забыв о том, что в футболе нельзя жить былыми заслугами, а вспоминается и формирует мнение о команде только крайняя игра.
В сложившейся ситуации сидеть и ждать, когда ему укажут на дверь, наставник не стал. Он и без того терпел до края, пока его команда, вдруг возомнившая себя слоном, не оказалась растоптана футбольной Моськой (уж прости за сравнение, славный клуб «Сызрань-2003»).
— Я работал тренером в 11-ти командах, но уволили меня всего один раз, во всех остальных случаях я уходил по собственной инициативе, — рассказывал в свое время Божович, давая понять, что для него подать в отставку — дело не такое уж хлопотное, скорее вопрос профессиональной чести. — Причины были различные, но не думаю, что где-то вспоминают обо мне плохо.
Это подтверждает тот факт, что в некоторые клубы, к примеру «Борац» и «Амкар», меня звали повторно. А отдельные руководители «Динамо», из тех, что в погонах с большими звездами, по сей день поддерживают со мной связь, регулярно передают приветы, поздравляют с победами.
Ростов не стал исключением — когда Графу здесь стало неуютно, некуражно, он решил уехать. Оставив после себя не руины, как многие его предшественники, а титул, который донскому клубу покорился впервые и покорится ли когда-нибудь еще — огромный вопрос. Кстати, для самого Миодрага Кубок России также стал первым большим тренерским достижением. Такая вот получилась в хорошем смысле взаимовыгода.
В последнее время у него было очень плохое настроение, которое он даже не пытался скрыть, в том числе в беседах с журналистами. Вроде и говорил что-то ободряющее, а в голосе была грусть-печаль, рвавшаяся на волю. Можно только представить, какие когтистые кошки скребли у него на душе.
Это объяснимо: все происходящее с командой давило на Миодрага тяжелым грузом, тащить который можно было лишь какое-то время. Он и тащил. Пока окончательно не осознал, что надорвался.
***
Доверия, которое было в Ростове у Божовича, хотелось бы пожелать любому его коллеге. Миодрагу это, бесспорно, нравилось, но и кичиться таким отношением, в том числе со стороны высшего начальства, он никогда себе не позволял, имея достаточно такта и сдержанности, чтобы не превратиться из человека открытого и доброжелательного в рубаху-парня «пальцы веером», которому сам черт не брат.
Это чувствовали как люди, окружавшие Божовича в рабочее и нерабочее время, так и его непосредственные подчиненные — футболисты, для которых он был непререкаемым авторитетом, и не только потому, что давал много свободы и вел себя с ними не как злой шеф, а как старший товарищ.
Им нравилось с ним работать, а любое возникавшее напряжение быстро снималось — то хорошей шуткой, то доверительным разговором, то тренерской похвалой. И игроки это ценили. Увы, лишь до определенного момента. В последнее время, как показалось, футболисты стали злоупотреблять демократией, установленной в коллективе наставником.
Но это сейчас, а ведь еще совсем недавно все было классно, здорово, душевно. Команда, что называется, катила, в ней был стержень, позволявший выходить на поле и биться так, что искры летели, неслучайно же по итогам прошлого сезона «Ростов» оказался лидером премьер-лиги по количеству выигранных единоборств.
При этом футболисты не были лишь бесстрашными, но примитивными воинами — они еще стремились творить, импровизировать, «зажигать». Болельщики это видели и ценили. Теперь, когда небо над футбольным Доном затянуло грозовыми тучами, даже думается: неужели это было, а не причудилось в грезах?
Было! Был финал Кубка России в Каспийске, где «Ростов», выдержав огромнейшее напряжение, не дрогнул, шел к победе до самого конца и ее завоевал, распорядившись выпавшим ей шансом с максимальной пользой. И колоссальное, растекающееся по венам вместе с кровью счастье, нахлынувшее вслед за этим феерическим успехом, тоже было. И брызги шампанского в раздевалке «Анжи Арены», и ночная встреча команды болельщиками в ростовском аэропорту, и чествование кубковых триумфаторов на запруженной двумя сотнями тысяч людей Театральной площади в День Победы, — были.
Все это было. И теперь навсегда связано с именем Божовича. Тренера, который вместе со своими подопечными открыл дверь в удивительную сказку, на наших глазах ставшую былью, и дал повод гордиться командой, как никогда.
***
Невозможно не поделиться личными впечатлениями от общения с Миодрагом. Первое, что необходимо отметить, — с ним удивительно легко. Попадаешь под его обаяние — и все, дальше чувствуешь себя свободно и раскрепощенно.
Для журналиста, по долгу службы вынужденного контактировать с совершенно разными людьми, в том числе — не самыми приятными и искренними, порой откровенно хамоватыми, а также увлеченными только собою любимыми, работать с Божовичем — одно удовольствие. Притом, что он далеко не простак, а, напротив, очень тщательно следит за своим публичным имиджем.
Но для этого ему не нужно играть некую роль — достаточно просто оставаться самим собой, без фальши, напускных эмоций и брезгливой напыщенности, лишь держа определенную дистанцию, чтобы не скатиться в панибратство.
Беседовать с ним можно на любую тему: политика, музыка, кино, история, даже какие-то бытовые мелочи — Миодраг легко поддержит разговор о чем угодно, непременно выскажет свое мнение, а также проявит живой интерес к тому, с чем незнаком. А уж когда речь заходит о футболе… Не на пресс-конференции — там-то формат мероприятия не позволяет вести длительные задушевные разговоры.
В иной же, менее официозной обстановке, — сколько угодно, откровенно и не обходя острых углов. Спекулировать на этой его открытости и использовать ее в нехороших целях мог только законченный подлец. К счастью, не знаю случаев, чтобы кто-либо из моих коллег до этого опустился. И взаимоотношения с ростовской прессой у наставника сложились замечательные, доверительные. За что хочется его от всей души поблагодарить.
Кто-то объясняет такой стиль общения с людьми, и журналистами в том числе, европейским менталитетом Божовича, на мой же взгляд — дело не столько в этом, сколько в его остром уме и максимальном профессионализме. А для этого не обязательно быть холеным европейцем с привитыми с детства изысканными манерами. Достаточно прежде всего быть хорошим, порядочным человеком. Вот Миодраг — такой. «Быть, а не казаться», — это и его жизненное кредо.
***
Никому не ведомо, что ждет каждого из нас впереди. Время мчится, отправляя происходящие изо дня в день события в архив истории. Вот еще одно промелькнуло, и на его рубеже дорожки «Ростова» и Божовича разошлись. В калейдоскопе судьбы, которая в свое время соединила команду и тренера, все меняется, за встречами следуют расставания. Но как знать, быть может, через какой-то период жизнь вновь сведет донской клуб и Графа Монтенегро на одном футбольном перекрестке и опять свяжет, как когда-то, общей целью. Очень бы этого хотелось.
А пока остается по-доброму позавидовать тому клубу, который станет следующим местом работы Миодрага Божовича.
Виктор Шпитальник, Футбольный курьер, опубликовано 29 сентября 2014