Пока «Ростов» собирался на второй сбор в Турцию, начавшийся 25 января 2017, в клубе произошла смена генерального директора. Точнее, пока даже не смена, поскольку прежний шеф пост сдал, а новый, имя которого неизвестно, его еще не принял.
Владимир Крупин возглавлял «Ростов» в качестве гендиректора совсем недолго — с июля прошлого года до 24 января — нынешнего.
На этот участок работы бывший руководитель «Донэнерго» был отряжен по направлению из областных правительственных кабинетов, в которых принимаются все важные решения относительно жизнедеятельности футбольной команды. Высшему начальству тогда был срочно нужен авторитетный человек, с большим опытом руководящей работы, и Крупин оказался вполне подходящей к этим критериям кандидатурой.
Тем более что Владимир Анатольевич футболу не чужд — и сам в него поигрывает, и для его развития в свое время немало сделал.
В общем, приняв клуб в оперативное управление, Крупин взялся наводить порядок во вверенном ему хозяйстве. Что оказалось не так-то просто.
Почему-то во все времена любой новый руководитель, приходящий к штурвалу «Ростова», начинает с того, что пытается расчистить «авгиевы конюшни», оставленные его предшественником. Тенденция достаточно пугающая, но скрыть ее невозможно. Лихо взялся за дело и новый гендир.
Прежде всего он ввел режим жесточайшей экономии средств, что не так уж плохо: донской клуб не из тех, кто может себе позволить швырять деньги направо и налево.
Впрочем, иногда доходило до абсурдного: сотрудники попадали под суровый прессинг Крупина (не меньший, чем соперники «Ростова» на футбольном поле), пытаясь решить какой-либо вопрос, требовавший финансовых затрат.
Вышел из строя кондиционер в офисе — ищите возможность отремонтировать его или заменить с минимальными денежными потерями. Потребовалось закупить продукты для питания футболистов — бегайте по городу в поисках самых дешевых.
Однажды дошло до торга по поводу… помидоров. Крупин убеждал подчиненных, что тот вариант, который они предлагают, дороговат. «Я в Аксае беру дешевле», — уверял директор.
Словом, забот у генерального было невпроворот. Помидоры — это, конечно, мелочь, но ведь были и куда более серьезные внутриклубные споры, когда речь шла о немалых суммах и эффективности их вложений.
Среди работников клуба это порождало определенное недовольство. «Он дает указания по принципу: пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что», — жаловались сотрудники в кулуарных разговорах.
- А Крупин продолжал настаивать: экономьте на всем, ни копейки, которая рубль бережет, лишней не тратить!
Порыв руководителя к бережливости — прекрасен. Тем более что финансовый микроклимат в «Ростове» при нем в самом деле нормализовался. А запомнилась ли его деятельность чем-то еще? Разумеется, в первую очередь на ум приходят скандалы с билетами на игры Лиги чемпионов, когда творилось черт знает что.
Кто-то что-то явно провалил, где-то недосмотрел, в чем-то положился на авось, а ответ за это в любом случае держать начальнику, стало быть, Крупину.
Однако никаких публичных объяснений перед болельщиками, потратившими кучу нервов, времени и денег, не случилось. Словно ничего и не произошло. Хотя гром тогда гремел на всю страну.
В итоге непубличность Крупина привела к тому, что никто до сих пор не знает, что это такое было.
Доносятся лишь отголоски той истории, причем руководство клуба совсем не красящие. Верить в них или нет — личное дело каждого, поскольку ни явственных подтверждений, ни тем более доказательств не имеется. Но, как говорится, осадок остался.
И вот период директорства Владимира Крупина в футбольном клубе подошел к концу.
Утром во вторник было объявлено о его отставке, а уже к вечеру появилась информация о новом назначении Владимира Анатольевича — заместителем губернатора Ростовской области. На этом посту он будет заниматься вопросами развития промышленности, энергетики и транспорта. А в списке генеральных директоров «Ростова» образовалась новая строка — пока не заполненная (исполняющим обязанности назначен начальник билетного отдела Роман Ткаченко, но это, вероятно, ненадолго, до появления реального преемника Крупина).
Между тем в нем, этом списке, есть весьма интересные персонажи. Давайте о каждом по порядку — хотя бы несколько слов. В хронологической последовательности.
Первым директором клуба, тогда еще называвшегося «Ростсельмаш», в его российской истории был Василий Мазнев. И, нет никаких сомнений, самым эффективным из всех, кто занимал это кресло после него. Поистине спортивный человек, досконально знавший футбол, матерый переговорщик, Мазнев великолепно выстроил взаимоотношения и с властью, и со спонсорами, и с руководством отечественным футболом, и с самой командой.
В его бытность гендиром у «Ростсельмаша» были и хорошие результаты (6-е место в чемпионате долгие годы оставалось высшим достижением команды, дебют в еврокубках), и серьезная репутация.
Донской клуб никогда не был фигурантом каких-либо скандалов и склок, вел себя в российской футбольной семье очень достойно. Футболисты и тренеры, работавшие в «Ростсельмаше» под началом Мазнева, до сих пор вспоминают о том периоде с теплотой и ностальгией. Что свидетельствует в том числе о мощи руководителя, собравшего этих людей под ростсельмашевские знамена.
Но настала пора, когда Мазнев вынужден был уйти (сейчас не будем вдаваться в подробности того, как и по чьей инициативе это произошло). И вот тут-то началась карусель — путешествие по замкнутому кругу.
После того как президентом клуба стал Иван Саввиди, директорскую должность занял его ставленник — много лет отработавший на «Донском табаке» Александр Разоренов.
Футбольная деятельность была для него в новинку, из-за чего то и дело случались разного рода казусы, но в целом, если брать общие итоги его руководства клубом, все было не так уж плохо.
Человек весьма ответственный, Александр Альбертович старательно исполнял свои обязанности, ну а то, что происходило вне его должностных полномочий, отнесем на счет более высокого начальства. В конце концов, оно, в частности Саввиди, принимало все ключевые решения. В том числе о переименовании клуба, которому некоторая часть болельщиков до сих пор противится.
Ну и многие другие события (в том числе и невероятная тренерская чехарда, и нашествие легионеров сомнительного уровня мастерства), до сих пор кажущиеся странными, тогда имели место. И Разоренов во всей этой свистопляске был далеко не первой скрипкой. Между прочим, он до сих пор работает в футболе — и все так же директорствует, разумеется, в проектах Саввиди: сначала в СКА, теперь — в «Академии им. Понедельника».
Покинул «Ростов» Саввиди — и директорский кабинет занял новый человек. Хорошо известный в футбольном мире Рохус Шох, прежде работавший на разных должностях в волгоградском «Роторе», оказался на Дону с подачи миллиардера Алексея Федорычева, в ту пору собиравшегося вложиться в ростовский клуб. Но, как сейчас модно говорить, что-то пошло не так, и Федорычев быстренько смотал удочки, а вот Шох продолжил работать.
Начиналось все хорошо, в сезоне-2005 команда за счет колоссальных усилий сумела сохранить прописку в премьер-лиге, а Рохус Рохусович на одной из встреч с болельщиками призвал их не витать в облаках. «Если широко шагать, можно и штаны порвать», — говорил гендиректор, давая понять, что решать большие задачи «Ростову» пока не по плечу и многого требовать от команды не следует.
Закончилось же тем, что в 2007 году «желто-синие» с самого начала сезона «посыпались» и летом Шох, сославшись на состояние здоровья (у него тогда действительно были в этом плане серьезные проблемы), покинул клуб.
А к штурвалу пришли люди другого бизнесмена — Вадима Варшавского. В должность генерального директора вступил Рустем Аликов — человек, в футболе совершенно случайный, безумно далекий от происходящих в нем процессов и с трудом понимавший, что и как делать на том новом фронте, куда его бросил босс «закрывать амбразуру».
Он и людьми подобными себя окружил — например, его замом стал бывший военный с лицом, обветренным бурями «горячих точек», ну вылитый Рэмбо. Вот только футбол-то здесь причем?
Вспоминается, как Аликов однажды позвонил автору этих строк и принялся отчитывать за критический материал в «ФК», посвященный работе главного тренера Сергея Балахнина, под началом которого «Ростов» безнадежно летел в пропасть первой лиги.
«Вы скажете действительность, мы полностью доверяем нашему тренеру и будем все вместе решать задачу остаться в премьер-лиге. Вы же не хотите идти с нами по пути», — возмущался Аликов. А на следующий день Балахнин, которого так отстаивал генеральный директор, был уволен.
Дальше началась полнейшая вакханалия, с ночным побегом из Ростова Павла Яковенко после недели работы с командой, с несостоявшимся приглашением Властимила Петржелы, которому Аликов лично звонил, предлагая возглавить команду, и… пропал, со спешным назначением Олега Долматова в ситуации, когда турнирный ребус для «желто-синих» был уже неразрешим — в итоге они и вылетели.
Ушел и Аликов — покорять новые ступени служебной лестницы. Интересно, где он сейчас служит, какие задачи решает…
- В клуб же пришла новая команда управленцев, ключевой фигурой в которой был Александр Шикунов.
А пост генерального директора занял Леонид Ковалев — прекрасный человек, замечательный педагог, примеривший на себя немало профессиональных мундиров, в том числе министра образования Ростовской области. Он спокойно делал то, что положено — без словесных фейерверков и потрясений. «Ростов» же за один сезон вернулся в «вышку».
Потом в директорское кресло садился Олег Лопатин, причем дважды (и, как ни крути, это при нем команда выиграла Кубок России в 2014-м и «серебро» чемпионата в 2016-м). А между двумя периодами его деятельности в «Ростове» произошло извержение вулкана в лице Юрия Белоуса. Вот уж кто навел здесь шороху! И если Шох когда-то призывал всех быть скромнее, в соответствии с небольшими финансовыми возможностями клуба, то Юрий Викторович сразу рубанул, что скоро «год без еврокубков будет считаться в Ростове потерянным годом».
В итоге задержался, баламутная его душа, на Дону недолго. А уходя, захватил с собой тренера Анатолия Байдачного, которого, вопреки общественному мнению, привел в клуб весной 2012-го. После их ухода в Ростове раздался вздох облегчения: скатертью дорога!
Владимиру Крупину, конечно, далеко до некоторых его предшественников в плане эпатажа и некоторых методов руководства. Но он теперь тоже — в истории клуба. Директор, при котором «Ростов» дебютировал в Лиге чемпионов и обыграл «Баварию».
Кто придет ему на смену воплощать в жизнь, так сказать, генеральную линию? И чем запомнится?
Виктор Шпитальник, Футбольный курьер, опубликовано 27 января 2017