Роман Локтев из Ростова-на-Дону делится своей коллекцией компьютерных игр детства
Мир меняется настолько стремительно, что востребованные лет десять-пятнадцать назад технические устройства оказались безнадежно устаревшими. Они исчезли из повседневной жизни, а значит, приобрели коллекционную ценность. Ну кто бы мог подумать, что собиратели начнут гоняться за игрушками, которые появились на заре эпохи геймеров!
Нынешние подростки могут только подивиться тому, что когда-то их папы фанатели от компьютерных игр,
герои которых были статичной точкой на экране, а пейзаж двигался сплошной лентой на их фоне! Двухмерная графика, угловатые, из кубиков-пикселей персонажи… Но альтернативы еще не существовало.
Незатейливые игры стремительно ушли в прошлое. Их сменили невероятные приключения с трехмерной графикой, эффектом присутствия и так далее.
И только в памяти настоящих поклонников еще живы те самые, первые… В Ростове их собирает Роман Локтев. В его коллекции более трехсот картриджей для «старинных» игровых консолей.
— В середине 90-х, как и большинство ребят моего возраста, я был активным участником геймерской «движухи». Тогда это было в новинку, а популярность игр стремительно росла. Родители мне на день рождения подарили первую восьмибитную приставку. Это была «Денди» — клон легендарной японской игровой приставки. Потом мы с друзьями обменивались картриджами, ставили рекорды…
Это была эра игротек: предприниматели снимали помещение, ставили несколько приставок тогда уже третьего поколения «Сони плейстешн»… И все пацаны, у кого не было собственных компьютеров, пропадали в тех игровых залах. Родители точно знали, куда уходят карманные деньги сыновей и где их нужно искать после школы.
В начале двухтысячных Роман поступил в вуз, игры ушли на второй план, а потом и вовсе пропали
из жизни. Все, что было накоплено, ростовчанин просто раздарил.
«Второе дыхание» открылось, когда будущий коллекционер пришел в гости к товарищу на несколько лет
младше — их родители дружили, так что ребята виделись регулярно. Тогда-то Рома и увидел Ту Самую приставку, на которой бился часами подростком. Решил вспомнить детство. Взял приставку поиграть, да так она у него и осталась: бывший хозяин к тому моменту охладел к «плоским» играм.
Шел 2010 год. Эра картриджей уложилась в полтора десятка лет…
— Век тех игр действительно оказался недолгим, но зато начала набирать силу волна ретрогейминга и вообще ретрофутуризма, — поясняет Роман Локтев. — В моду начали входить фантастические фильмы 50-60-х, игры начали стилизовывать «под старые». И постепенно у меня возникла идея собирать реликвии из детства. Начал скупать старые картриджи по объявлениям на интернет-сайте, пополнять коллекцию через бесплатные страницы-обменники в соцсетях. А к тому моменту, когда надумал исследовать ростовские барахолки, там уже ничего не было!
Оказалось, что мода на старые забавы набирала в Ростове силу, и не только Роман оказался этим увлечен. Он до сих пор пополняет коллекцию, но больших денег старается в хобби не вкладывать, ведь количество картриджей измерялось тысячами! По большей части, ищет то, что сам любил когда-то или чем мечтал обзавестись.
Опять же, нужно понимать, что речь идет о «пиратской» продукции: компании копировали игрыизвестных производителей или делали клоны, а оригиналы стоили и тогда, и сейчас серьезных денег. Фирменные блоки для некоторых приставок и сегодня стоят от полугора до десяти тысяч рублей. Если брать японские версии, то они еще дороже. Кстати, в Токио есть целая улица, где десятки магазинов торгуют подобной продукцией.
— Я смог собрать более трехсот игр. Среди них есть редкие, середины 90-х. Можно сказать, они вечные: могут запылиться, загрязниться, но если все почистить и протереть контакты, то в них вполне
можно играть!
Когда в руки попадает очередной экспонат, то ростовчанин его тестирует, чтобы убедиться в работоспособности. Иногда, когда есть «окно» в работе, можно и несколько часов этому посвятить. Но такое бывает нечасто. К тому же Роману сейчас куда интереснее собирать коллекцию, нежели с ней забавляться.
В старых играх заложена база, которую создатели используют до сих пор — как и мелодии ушедших лет, и сюжеты. Есть целое направление в индустрии, основанное на переделывание старых игр с новой графикой. Ремейков на рынке сотни!
— Я прослеживал эволюцию игр, мне было это интересно еще и потому, что я — музыкант, зарабатывающий
веб-дизайном. Так что для меня тут многое пересеклось! Однако теперь приходится ломать голову: что делать с этими ящиками картриджей?!
В России есть музеи, посвященные игровым автоматам, игровым консолям, компьютерным играм. Но у нас в Ростове подобную экспозицию так никто сделать и не решился. Когда-то этим пытались заниматься владельцы антикафе, но идея не прижилась, затухла…
Ростов — город снобистский в плане развлечений: все хотят чего-то модного, актуального. Но если все-таки появится музей игр, то часть экспозиции Роман Локтев готов ему передать хоть сейчас. Хватит на целый зал!
Вечерний Ростов, опубликовано 28 февраля 2018