В минувший вторник, 15 октября 2019, официально было объявлено о том, что российский музыкант и продюсер Василий Вакуленко (Баста) стал владельцем ростовского СКА.
Эта новость, в общем-то, была секретом Полишинеля. Баста давно не скрывал своего желания помочь армейскому клубу из родного города и начал оказывать ему поддержку еще по окончании прошлого сезона, всячески это подчеркивая в публичном пространстве. Однако его реальная роль оставалась не совсем ясной. То ли он выступает в качестве идейного вдохновителя, пытаясь раздуть огонь из давно тлеющих угольков былого величия СКА, то ли — «свадебного генерала», выставляя на щит свое известное имя, благодаря которому к команде должен возрасти интерес, в том числе со стороны спонсоров, то ли непосредственно участвует в финансировании и процессах жизнедеятельности клуба.
И вот точки над «i» расставлены. По информации клубной пресс-службы, Вакуленко из личных средств погасил долговые обязательства СКА и отстегнул около 10 миллионов рублей на его развитие. При этом именно он будет осуществлять прямой контакт с инвесторами (главный из которых — дочерняя
компания корпорации «Ростех» «РТ-Капитал»), пришедшими в клуб с его подачи, а также заниматься развитием коммуникационных направлений.
— Клуб не жил, а выживал, — отметил Баста. — Не было никаких перспектив, зато были проблемы с выплатой зарплат игрокам и сотрудникам. Неизвестно, продолжил бы СКА свое существование в следующем сезоне. Мы изучили вопрос, начали активный поиск реальных спонсоров и нашли их. Теперь наша
цель — перезагрузка, грамотная селекция и воспитание собственных игроков. И мне хотелось бы, чтобы у нас все получилось. Это большой социальный проект.
Правда, в данной ситуации сложно разобраться, что означает громкий статус Вакуленко «владелец» — то ли он, этот статус, юридический со всеми вытекающими, то ли исключительно представительский. Если первый вариант, то позвольте поинтересоваться, как изменилась форма собственности клуба? Баста что, отныне является его учредителем, то есть полноправным хозяином, как, скажем, Сергей Галицкий в «Краснодаре»? Официальных ответов на эти вопросы пока нет. В то же время, согласитесь, странно, что человек, объявленный владельцем (именно объявленный — сам Василий так себя не называет), заходит в клуб с десятью миллионами рублей, что является лишь частью, и не самой большой, годового бюджета СКА (в прошлом сезоне он составлял 45 миллионов рублей, а в нынешнем, надо полагать, увеличился).
Впрочем, сейчас все эти нюансы не столь важны. Главное, что, как говорил вождь перестройки Горбачев, процесс пошел и Баста, преисполненный серьезных амбиций, это движение возглавил. Взяв красно-синее знамя СКА в свои руки, он понес его навстречу мечте — своей и поклонников команды, не отвернувшихся от нее даже в самые хмурые времена.
Продолжит поддерживать СКА и правительство Ростовской области. Первый заместитель губернатора Игорь Гуськов (он же — президент клуба, и вот еще одна загадка — останется ли он в этой должности теперь?) подчеркнул:
«СКА для многих жителей нашего города — это больше, чем просто команда. Я уверен, что нынешние изменения в клубе дадут новый импульс его развитию. Правительство Ростовской области
относится к клубу СКА как к важной части донского футбола и будет продолжать оказывать всестороннюю помощь армейцам».
Это все хорошо, а что, собственно, с непосредственно футбольной составляющей?
Как информирует все тот же пресс-релиз, сообщивший о приходе в клуб Басты в качестве владельца, «первостепенной целью является создание крепкого, боеспособного коллектива, который сможет укрепить свои позиции на уровне ПФЛ с перспективой выхода в ФНЛ». Из чего можно сделать вывод,
что моментального взлета от армейцев никто не требует и не ждет. Это подтверждает и спортивный директор СКА Виктор Панченко: «Мы сделаем все возможное, чтобы структурные изменения в клубе сопровождались спортивным результатом. Наша цель — комплектование команды игроками, которые будут прогрессировать, показывать качественный футбол и решать поставленные перед ними задачи. К трансферной политике будем подходить взвешенно и точечно. Разбрасываться деньгами никто не собирается».
Как видим, пока в плане футбола все достаточно скромно. Занявшись возрождением СКА, ни Баста, ни его партнеры-спонсоры, выделяющие основную часть денег, ни областная власть,ни те люди, которые осуществляют оперативное руководство клубом, не форсируют события. Да это и ни к чему, учитывая, что у команды пока даже нет инфраструктуры, необходимой для выступлений рангом выше. Точнее, стадион-то есть, но в нынешнем виде он не соответствует требованиям, предъявляемым клубам ФНЛ . Стало быть, прежде чем ставить задачу повышения в классе, предстоит решить еще и этот вопрос. Как уверяют в самом клубе, ресурсы для этого имеются и работы по развитию
арены, когда-то вмещавшей больше 30 тысяч зрителей, а теперь больше напоминающей тренировочную площадку (собственно, в таком статусе она и реконструировалась перед ЧМ-2018), скоро начнутся.
Василий Вакуленко — смелый человек. Он не боится идти против течения, которое в ростовском футболе давным-давно направлено совсем в другую сторону, отважно берется за неочевидный проект подъема с глубокого дна команды, от былой славы которой остались лишь исторические хроники, группа болельщиков — свидетелей тех ярких событий, да гордое имя СКА, которому Баста и его сподвижники стремятся вернуть громкое звучание. Помнится, в прошлом десятилетии такая попытка уже была, но с треском провалилась. Пусть Василию хватит сил и энтузиазма успешно пройти по намеченному пути и доказать, что ростовскому СКА — не баста.
Виктор Шпитальник, Футбольный курьер 18 октября 2019