Городская научно-практическая конференция «Факторы повышения эффективности в детско-юношеском футболе» 26 ноября 2011 года
Хочу сразу оговориться, что речь в рамках настоящего сообщения пойдет о моем тренерском опыте работы в юношеском и юниорском футболе, начиная с 12-летнего возраста игроков. Опыт этот, как и положено, со временем обрастал новыми деталями, дополнениями и конкретными нюансами искусства тренировки, но основой при подготовке игрока служили следующие соображения: футбол — это игра с мячом при помощи ног, в которой для двух противоборствующих команд главной целью является ПОБЕДА. Для этого игроку необходимо решить две основные задачи:
А. ЗАБИТЬ ГОЛ
Б. НЕ ПРОПУСТИТЬ ГОЛ
Чтобы решить эти задачи входе игры футболист должен :
1. ОВЛАДЕТЬ МЯЧОМ
2. ПРОКОНТРОЛИРОВАТЬ (СОХРАНИТЬ) МЯЧ ОПТИМАЛЬНОЕ ВРЕМЯ
3. РЕЗУЛЬТАТИВНО И СВОЕВРЕМЕННО РАССТАТЬСЯ С МЯЧОМ
При этом игроку необходимо:
А. ВИДЕТЬ ПОЛЕ
Б. ПОНИМАТЬ ИГРУ
В. РЕЗУЛЬТАТИВНО И КАЧЕСТВЕННО ИСПОЛНЯТЬ ТТД
Вкупе владение перечисленными качествами следует назвать МАСТЕРСТВОМ. Кроме того, для достижения главной цели потребуется адекватный уровень ЗДОРОВЬЯ И ФИЗИЧЕСКИХ КОНДИЦИЙ, а так же ПСИХОЛОГИЯ ПОБЕДИТЕЛЯ.
Взяв за основу вышеперечисленные составляющие игры, удастся УТП максимально приблизить к реальным «боевым» условиям.
В формате данного сообщения, не представляется возможным детализировать все составляющие индивидуального мастерства футболиста, поэтому затрону только одну из его сторон: УМЕНИЕ ВИДЕТЬ ПОЛЕ. Опять же ,полностью и пошагово коснуться всего процесса обучения такому емкому и основополагающему игровому качеству, как УМЕНИЕ ВИДЕТЬ ПОЛЕ в означенных рамках не удастся. Да это и не стоит как задача настоящего доклада. Задача — поделиться теми отправными точками моего личного тренерского опыта, которые я использовал в своей работе. Представляю их в довольно-таки сокращенном, но как мне представляется в весьма информативном, для практических целей, виде.
В таблице 2 указан далеко не весь перечень ситуаций, в которых игроку нужно видеть поле, а лишь примеры и некоторые направления их систематизации. Аналогично — в колонках со специальными упражнениями и акцентами при обучении. Включая, в описанные упражнения игрока, выбивающего мяч («водящего»), я преследовал 2 цели. Во-первых, из-за риска потерять мяч, футболист до его приема, во время контроля и после расставания с мячом, вынужден крутить головой — смотреть «поляну». Во-вторых, в этом случае вообще отпадает необходимость в словесном напоминании — прессинге: «Смотри поле!» Т.е. путь формирования навыка видения поля — не через разговоры и указания, а через упражнения, провоцирующие необходимость его использования. В таблице 2, я умышленно привел, так сказать, «общие упражнения» без конкретных тактических акцентов ( разберемся с ними во время детализации раздела ПОНИМАНИЕ ИГРЫ(табл.1)), делая упор именно на упор формирования навыка видения поля через его фундаментальные составляющие.
Так же преднамеренно, не касаюсь здесь такого важнейшего вопроса УТП как величина физической нагрузки. Каждый тренер, в зависимости от возраста, степени готовности, периода подготовки, задач мезо- и микроциклов пытается оптимизировать воздействие нагрузки на организм своих подопечных, и мы, поведем об этом разговор, когда коснемся такого раздела в нашей схеме (табл.1) как ЗДОРОВЬЕ.
Что же касается деталей УТП «вне таблицы», могу сказать, что для повышения эффективности процесса обучения, я всегда старался учитывать состояние «текущего момента». А именно:
— Уровень квалификации обучаемого игрока;
— этап обучения;
— индивидуальные особенности;
— способность к обучению и темпы прогресса каждого конкретного футболиста.
Процесс никогда не проходил в комфортных условиях и потому всегда менялись степень сложности* и скорости**выполнения упражнений. Общеизвестно, что обучение должно вытекать из логики игры, из логики игрового момента, и потому немаловажно к какой фазе игры принадлежит предлагаемое упражнение, равно как и в какой зоне поля моделируется игровой эпизод или его часть (предлагаемое упражнение). Во время проведения УТЗ у игрока практически всегда должен быть партнер для подыгрыша и соперник для преодоления. Убежден, что игрок может усвоить и освоить очень многое, если на тренировке царит атмосфера роста и дух сотрудничества. Игрок — «не сосуд, который надо наполнить, а факел, который нужно зажечь!».
В заключении не могу не вспомнить великого антропософа Р. Штайнера: «В жизни ценным является не готовое знание, но ведущая к готовому знанию работа».
Творческой, живой и плодотворной всем Работы!
*Степень сложности выполнения упражнений:
I. Комфортно
II. Тревожно
III. Сложно
IV. Очень сложно.
V. Стресс.
** Скорости выполнения упражнений:
I-я. 20% от индивидуального максимума.
II-я. 40 % от индивидуального максимума.
III-я. 60 % от индивидуального максимума.
IV-я. 80 % от индивидуального максимума.
V-я. 100% от индивидуального максимума.
Полезная литература:
ФУТБОЛ — типовая учебно-тренировочная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. / Москва 2011 год. Рекомендовано к изданию техническим комитетом РФС
Размер файла: 1.19 Мб (в PDF). Чтобы скачать файл, перейдите по ссылке или скопируйте ее в адресную строку браузера http://narod.ru/disk/33872908001/football_school_program.pdf.html