«Вот и еще одна новостройка гармонично вписалась в облик хорошеющего день ото дня нашего города — стадион Спортивного клуба армии.
Впечатляет общий вид этого отличного спортивного сооружения, построенного в виде огромной чаши: зеленое поле и вокруг — высокие трибуны, вмещающие около 35 тысяч болельщиков.
На стадионе, как ни на одном другом в Ростове, созданы отличные условия для участников матча, а еще здесь есть гостиница на 300 мест и легкоатлетический манеж внутри восточной трибуны.
Символический ключ от нового стадиона строители вручили капитану армейцев Льву Кудасову». Так 48 лет назад начиналась публикация в одной из ростовских газет о первом матче, проходившем на открывшемся стадионе СКА.
В тот день, 8 апреля 1971 года, армейцы, ведомые тренером Йожефом Бецей, принимали ЦСКА. Игра завершилась вничью — 0:0, и ее детали вряд ли врезались в память кого-то из 25 тысяч зрителей, собравшихся на трибунах (почему такой знаменательный матч не собрал аншлага — историческая загадка).
А вот то, что команда, являвшаяся в те годы флагманом донского футбола, наконец-то обрела собственный дом (прежде она принимала соперников на стадионе «Ростсельмаш»), действительно оказалось событием колоссального масштаба.
Посреди густой рощи, раскинувшейся по обе стороны улицы Фурмановской, в те времена одной из городских окраин (Северный жилой массив только зарождался), вырос колоссальный спорткомплекс, ставший для многих поколений футболистов, тренеров и болельщиков центром притяжения.
С того момента именно здесь, как принято говорить в театре, «давали» большой футбол.
Не сказать, что судьба команды СКА сложилась на этой арене счастливо. Переехав на Фурмановскую, «красно-синие» два года спустя впервые вылетели из высшей лиги, а потом эта неприятность происходила с ними еще трижды (один раз — в сезон выигрыша Кубка СССР).
В 1985-м уход из элитного дивизиона случился безвозвратно, после чего армейцы погрузились в глубинные почвы отечественного футбола, откуда уже в новом веке пару раз выбирались в первую лигу, но и только.
Впрочем, было и хорошее. Например, единственное в истории клуба участие в европейском Кубке кубков, когда на обоих матчах СКА — сначала против турецкого «Анкарагюджю», а потом — немецкого «Айнтрахта» — на трибунах собиралось больше людей, чем они могли вместить.
Народ теснился на деревянных скамейках, а тем, кому все же не хватило там места, сидели на ступенях. И не пожалели об этом — оба поединка ростовчане выиграли, впечатлений осталось море.
В последние годы существования стадиона СКА в его прежнем виде многие приходили сюда с тем чувством, которое обычно охватывает, когда оказываешься во дворе своего детства. И такая накатывала ностальгия, что словами не описать. Воспоминания скакали, как зайцы по поляне.
В воображении вдруг всплывала картинка, как в дни игр народ длинной змейкой неспешно тянулся к стадиону (тогда по Фурмановской еще ходил трамвай, но многие предпочитали прогуляться пешком, потому что участвовать в процессии «идем на футбол» было настоящим ритуалом). Как в роще болельщики устраивали предматчевые пикники, и по всей округе распространялся запах шашлыка.
Как четырехстрочное ламповое табло высвечивало гремевшие на весь Советский Союз фамилии авторов голов. Как раскатисто звучал из динамиков неповторимый голос Эдуарда Красиловца, много-много лет проработавшего на СКА диктором. Что-то осталось в фотографиях, что-то — в видеохронике, но основное — только в памяти. Навсегда.
Стадион верно прослужил футболу четыре десятка лет, и к концу этого срока изрядно поизносился, превратившись в ветхое сооружение, которому была присвоена категория «аварийное», поскольку оно грозило вот-вот самым натуральным образом развалиться.
На заре этой разрухи здесь еще проводили матчи, поочередно блокируя доступ зрителей сперва на верхние ярусы, затем на отдельные сектора, а в конце концов и на все трибуны, кроме западной. Когда в 2014 году дошла очередь и до нее, стадионные воротадля футболистов и болельщиков закрылись. Как знать, не тем ли самым ключом, который в апреле 71-го торжественно вручили Кудасову…
Видео открытия стадиона СКА в Ростове, после реконструкции 23 марта 2019
За прошедший с момента закрытия период было много дискуссий о том, что делать с ареной дальше.
Периодически появлялись на свет различные проекты, один краше другого. Так, рассматривался вариант частично сохранить исторический внешний вид трибун, сократив количество зрительских мест до 15 тысяч.
Но он не был принят, показавшись то ли слишком затратным, то ли чересчур хлопотным. В результате решили перестроить все. А для начала — сломать до основания то, что еще оставалось как памятник славному ростовскому СКА, все футбольные подвиги которого заблудились в прошлом.
В итоге стадион был включен в число тренировочных площадок для команд — участниц чемпионата мира-2018 и его хочешь-не хочешь пришлось реконструировать. В этом плане СКА, можно сказать, повезло, иначе неизвестно, сколь надолго бы затянулся процесс проектирования и дошло бы вообще до обновления.
И вот 23 марта болельщиков пригласили на открытие перестроенного стадиона. Признаться, увиденное
некоторым образом шокировало. От прежнего облика, известного каждому ростовскому любителю футбола, не осталось ровным счетом ничего. И лишь древние исполины осветительные мачты, как немые свидетели кипевших когда-то на этой арене страстей, казалось, с некоторой укоризной поглядывают со своей высоты на то, что получилось после ремонта.
Две крохотные трибунки общей вместимостью 2200 зрителей, одна из которых — восточная — расположена поверх насыпи, на столь почтительном от поля расстоянии, что хоть с биноклем на футбол приходи. В целом же, все аккуратно, компактно, симпатично, даже уютно.
А поле, оснащенное системой подогрева, вообще шикарное. Но это уже другой стадион СКА. Не тот, который мы все знали и любили.
Возможно, о том же думали, не узнавая родную арену, пришедшие на открытие ветераны армейской команды — Валерий Буров, Сергей Шкляр, Валерий Синау, Анзор Чихладзе, Валерий Гончаров.
На не менее знаменитом, чем сам стадион, гаревом поле, расположенном по соседству с главной чашей, когда-то тренировали детвору легенды клуба — Алексей Бочаров и Виктор Киктев, а в футбол там играли бесконечно, с раннего утра до позднего вечера. Сейчас «гарька» обнесена забором — ее тоже больше нет.
Правда, по словам Олега Чеснокова, начальника ростовского филиала ЦСКА, в чьем управлении теперь находится армейский спортивный комплекс, со временем здесь будет постелен искусственный газон. Что, конечно, замечательно, но выходит, и эта часть истории стадиона канула в небытие.
В общем, к революционно перестроенной арене придется привыкать. Кто-то скажет — консервативная позиция. Да нет же, просто это щемящая тоска. По временам, когда деревья были большими. А сам стадион, конечно, ни при чем — он лишь ассоциация с тем, чего уже не вернуть.
Что касается команды СКА, то она отреагировала на возвращение в родную гавань не слишком празднично и проиграла ставропольскому «Динамо» — 0:2. Пропустив два мяча еще в первом тайме, когда по прихоти небесной канцелярии, где шла жесткая схватка зимы с весной, поле то заливало солнцем, то засыпало снегом, «красно-синие» после перерыва попытались вернуть игре интригу, но сделать это оказалось выше их сил.
Армейцев пока штормит, и даже по-настоящему домашние стены не помогли им выстоять. Команде и стадиону еще предстоит присмотреться друг к другу, можно сказать, заново познакомиться.
Виктор Шпитальник, Футбольный курьер 26 марта 2019
Фото Сергей Казмин