В России готовится закон, который может приравнять всех виртуальных персонажей компьютерных игр к финансовым активам. Виртуальные танки так же часто крадут, как и реальные иномарки.
Государственная Дума приступила к рассмотрению проекта закона «О цифровых финансовых активах». Для его инициации всего-то и потребовалось, чтобы очень влиятельные в стране люди пострадали от рук мошенников на бирже криптовалют (биткоинов).
Геймеры тратят миллионы на игрушки
Предполагается, что в рамках этого закона появится и УГОЛОВНАЯ ответственность за кражу виртуальных предметов или персонажей — с такой инициативой выступила Ассоциации юристов России. Людям, далеким от онлайновых игр, это ни о чем не говорит. Но вот красноречивый факт: по статистике компании «Superdata» («Супердата»), а это крупнейший аналитический центр в мире по игровой индустрии, только за 2018 год геймеры России потратили более 736 миллионов долларов на игровые, то есть НАРИСОВАННЫЕ, предметы.
Почти пять миллиардов рублей! Впрочем, российские аналитики назвали цифру и вовсе в 11,6 миллиарда. При этом россияне только на шестом месте в мире, впереди Китай, Германия, Южная Корея, Япония и США. Чтобы было понятнее: китайцы играючи потратили за прошлый год 7,4 миллиарда долларов!
На первом месте предсказуемо сверхпопулярная игра «World of Tanks», она же «Танчики».
Простота действий и достоверность военной техники сделали ее хитом. В январе 2016-го госкомпания «Ростелеком» решила купить виртуальных танков на миллиард рублей, чтобы дарить их своим абонентам. Вспомните: одно время Ростов пестрел билбордами с рекламой игры.
Порой кажется, что половина мужчин страны режется в «танки»! Остальные носятся с мечами и швыряются заклинаниями в какой-нибудь новой версии «Бойцовского клуба» или подобной фэнтезийной Вселенной. Игр много, эта индустрия растет стремительно, предлагая все новые формы развлечения.
Бойцовский клуб: меч за $10 тыс
Тема знакома автору этих строк не понаслышке: десять лет моей жизни было отдано некогда самой популярной игре русскоязычного сегмента Интернета «Бойцовский клуб». Под ником «Простейший» на момент ухода из игры я достиг 11 из 12 возможных уровней. Игра брала награды как самая популярная несколько лет подряд.
И бились не прыщавые подростки (у них бы не хватило денег на «прокачку» персонажа), а серьезные дяденьки. В какой-то момент я был в клане, которым руководил депутат городской Думы Екатеринбурга, потом перешел в клан к человеку с московской таможни. У него боевой комплект для рыцарских поединков тогда, семь лет назад, стоил более трехсот тысяч рублей. Бойцам клана он зачастую покупал обмундирование за свои средства.
Тогда об этой игре ходили легенды среди геймеров! Вот эпичная (и типичная) история, которую до сих пор можно найти на страницах Интернета: в «Бойцовский клуб» начал играть сын члена правительства одной из бывших советских среднеазиатских республик.
Можно только предполагать, сколько денег он ввалил в забаву за короткий срок, создав один из самых сильных кланов. Но все это вылилось в противостояние с администраторами игры, выступавшими в роли игровых Паладинов: на несколько дней бойцы клана выбили всех администраторов с одной из локаций (каждый город был отдельным сервером), взяв там управление в свои руки.
— Я был ветераном «Бойцовского клуба». Играл почти с самого основания до момента, когда моего персонажа «забанили» (удалили). И это был хороший бизнес. Я помогал выполнять квесты, торговал игровыми предметами «в реале».
На это первую свою «однушку» купил и обставил, — вспоминает ростовский предприниматель Игорь Волхвов (игровой ник «Траблмейкер»). — Помню, что тогда много шуму в игре было. На профильных ресурсах у меня интервью брали. Ну да, мой персонаж исчез. Обидно, конечно, я ему отдал почти десять лет жизни. Но квартира-то у меня осталась!
Другая нашумевшая история была, когда к руководству компании, владевшей игрой, приехал респектабельный человек с впечатляющей охраной и вопросом о том, почему у его персонажа пропал меч. Было там легендарное оружие, стоившее несколько сотен тысяч рублей.
Меч не вернули, но вопрос как-то был решен. И после этого проходили встречи с топовыми игроками, на которых обсуждались подобные конфликты. Среди игроков были такие люди, с которыми предпочитали не спорить.
Опять же, для понимания размаха: в Ростове-на-Дону ежегодные встречи игроков проходили в самых дорогих ресторанах. А в Москве снимался клуб, и вип-игрокам ежегодно дарили золотые эмблемы: двадцать граммов золота на лацкан пиджака. Когда ростовский писатель Александр Чубарьян (тоже из «Бойцовского клуба») написал свой первый роман «Игры в жизнь» и начал выкладывать на сервере, тут же нашелся издатель. У книги был даже специальный тираж для геймеров.
Многие скрывали свое увлечение. Я играл с ростовскими актерами, бизнесменами, представителями силовых структур.
Солист группы «Руки вверх» Сергей Жуков открыто говорил о том, что является фанатом «Бойцовского клуба». А его персонаж обрел уверенность после того, как был куплен меч за десять тысяч долларов. Кстати, с продавцом оружия музыкант потом устроил совместный бизнес: геймеры создали компанию, которая за день продавала игровых артефактов на 3 млн рублей.
Позднее проект купила «Mail.ru Group», сумма сделки не разглашалась.
А вы говорите, нарисованные картинки!
Цена игровых артефактов «Танчиков»
Российский магазин, продающий игровые усиления для «Танчиков», торгует готовыми аккаунтами по цене до 110 тысяч рублей. Серьезные деньги, которые давно пора начать считать финансовым активом.
Хорошая винтовка для игрока в I «Counter-Strike» («Каунтер-Страйк») | обойдется на наши деньги более чем 80 тысяч рублей. Молот «Отголосок ярости» из «Diablo-З» («Дьябло-3») стоит более 900 тысяч рублей. А самая дорогая игровая покупка Развлекательный центр в «Entropia Universe» («Энтропия Ювиверз»).
Ее официальная цена составляет по нынешнему курсу 42 миллиона рублей! Несколько человек в мире его купили и построили вокруг этой картинки реальные бизнес-империи.
Знаю больше десятка примеров, когда люди бросали работу, чтобы стать «водителями» (так называют помощника, который выполняет муторные и сложные задания, пока владелец персонажа спит: таким образом игровой персонаж «прокачивается» круглые сутки).
Хорошие «водители» в том же «Wold of Tanks» получают до пятидесяти тысяч рублей в месяц!
— Мы живем в век развития информационных систем и активно набирающих популярность криптовалют. Пока не всем это кажется серьезным, но в гражданском законодательстве зарождается такое понятие, как цифровые права граждан. К этому есть объективные предпосылки: наряду с физической собственностью современный человек может иметь собственный аккаунт в социальной сети, персонаж или профиль в онлайн-игре.
Так к чему же отнести тот же виртуальный танк, если в него вложены реальные деньги? И что делать, если этот танк «угнали» цифровые мошенники? — задается вопросом адвокат, член Совета общественного движения «За права молодежи» Д.Н. Сидоров.
— Изменений в законодательстве многие геймеры давно уже ждут: ситуация такова, что виртуальные танки так же часто крадут, как и реальные иномарки. Но, полагаю, прежде чем вводить такую норму закона, что предполагала бы ответственность за кражу, необходимо определиться с идентификацией собственника виртуального имущества, во избежание путаницы и еще более изощренных мошеннических действий.
Но будут ли готовы сограждане вводить расширенный перечень своих персональных данных, желая сохранить свои «танчики» или биткоины? И не грозит ли это еще большей опасностью для них?
Как только игровые предметы или персонажи станут финансовыми активами, их можно будет продавать, страховать, закладывать в банке. Уверен, что появятся компании, дающие ссуды под такой залог. А игры станут не просто спортом (что уже признано во всем мире!), но еще и финансовым инструментом, источником дохода и так далее.
И однажды может выясниться, что ваш сын или внук, играющий в «танчики» ночами под ваши возмущенные крики, зарабатывает больше, чем вы…
Вечерний Ростов, опубликовано в интернет 19 февраля 2020