Термин «киберспортсмен» для многих пока еще звучит странно. Как это так: сидит молодой человек перед монитором компьютера, развлекает себя какой-то «стрелялкой», при этом считается спортсменом и может получать гонорары в сотни тысяч рублей?!
Об этом корреспондент поговорил с председателем Федерации киберспорта Ростовской области Ильей Андреевым.
Как компьютерный спорт признали профессией
— Илья, как давно появился термин «киберспорт»? Ведь долгое время (да и сейчас тоже) увлечение компьютерными играми приравнивалось к безделью…
— Сначала компьютерные игры существовали как развлечение. Прошло немало времени, прежде чем заговорили о них как о спортивной дисциплине. Думаю, что одним из катализаторов стал выход первой версии «Quake» («Квэйк», или, как называли ее российские игроки, «Квака») в 1996 году.
Тогда же примерно появился «StarCraft» («Стар-крафт»), а следом и те люди, основным источником доходов которых стали призовые деньги. Пришло понимание, что у компьютерных игр есть тот потенциал, что позволит развиться в спорт. Но только лет через десять зрительская масса начала достигать значительных величин.
Первое время она почти не превосходила количества участников, но стабильно росла. Со временем стало ясно, что киберспорт по количеству болельщиков однажды сможет конкурировать, условно, с футболом.

— За это время, наверное, сменилось несколько поколений игроков?
— Поскольку я нахожусь внутри процесса, то могу точно сказать: можно вести речь о четырех этапах. Первый пришелся на период с 1996 по 2002 год, когда были интересны экшн-игры типа того же «Quake» и стратегии в реальном времени.
Но то были одиночные дисциплины. А потом вышел командный «Counter-Strike» («Контрстрайк»), первые версии «Dota» («Дота»). Именно командная игра начала увеличивать популярность соревнований. Повысилась вариативность происходящего на экране, стало интереснее наблюдать за противостоянием соперников. Возросло разнообразие тактик и стратегий. Отсюда и зрительский интерес…
— Игры один на один легче просчитываются, чем командные?
— Да, поэтому искусственный интеллект всегда обыгрывает человека. Бот может нажимать клавиши в шесть раз быстрее, а значит, имеет преимущество в скорости. С этим ничего не поделать. Не случайно на шоу-матчах боту, играющему против человека, ставят искусственные ограничения. Иначе шансов достойно выступить у людей нет!
— Так когда же человек, играющий за компьютером, перестал считаться в обществе бездельником?
— Мне кажется, этот момент еще не наступил. У меня компьютер появился в начале 90-х, что было определенным конкурентным преимуществом. Потом появились компьютерные клубы, начались соревнования. Любой спорт, в том числе и кибер, — прежде всего возможность развивать личностные навыки. Это в первую очередь воля к победе.
Конечно, он не панацея, но и не вредное либо бесполезное увлечение. Все мальчишки играют во дворе в футбол, и не все из них станут Пеле. Но никто же не обвиняет детей в том, что они гоняют мяч! Лично для меня все началось в конце 90-х, когда крупная ростовская компания провела первый турнир по «Quake-2». Он собрал полторы сотни участников. И хоть я и проиграл в финале, именно тогда понял, чем хочу заниматься.
Как попасть в кибер-спорт
— Как часто вам приходится объяснять родителям, что их сын сидит за компьютером не просто так, а тренируется?
— Мне часто пишут в соцсетях, обращаются за советом. Наша Федерация в данном случае выступает своего рода переводчиком: разрыв в знаниях поколений проявляется очень ярко. Сфера технологий сегодня развивается настолько стремительно, что предшественники могут передать потомкам все меньше и меньше умений. Киберспорт является тому примером.
Другое дело, что родители зачастую даже не хотят вникать в то, чем занят ребенок. А за компьютером можно заниматься чем угодно…
— У игроков есть возможность достойно жить на призовые деньги?
— Да, но все выглядит чуть иначе, чем в традиционном спорте. Это в футболе даже игрок второй лиги может получать значительные суммы, а, скажем, в большом теннисе на серьезные деньги могут рассчитывать лишь те, кто на верхних строчках рейтинга.
Так и в киберспорте: есть полтора-два десятка топовых команд мира — и мировые концерны вкладывают в них миллионы. У лучших киберспортсменов России годовой доход тоже исчисляется десятками тысяч долларов. Но таковых немного, может быть, полсотни на всю страну.
И есть остальные, разрыв между ними огромен. Дальше идут местные турниры, где нет ни больших денег, ни спонсоров, ни внятной системы перехода в другую категорию. Задача нашей Федерации — создать этот плавный переход, возможность роста.
Где в России факультет киберспорта
— О каком количестве кибер-спортсменов можно говорить в масштабах Ростова и области?
— Вовлечены в соревнования пять-десять тысяч человек, но, конечно, увлекается компьютерными играми значительно большее количество людей. Из-за коронавируса отменилась весенняя серия игр, пришлось срочно перестраиваться, проводить онлайн-турниры среди студентов. Практически без призового фонда, за первые же пару дней, зарегистрировалось более семисот участников.
— На ваш взгляд, станет ли киберспорт настолько популярным, что можно будет получать полноценное профильное образование в этой сфере?
— Пока у нас есть различные онлайн-школы. Это наиболее популярный формат. Игрок с высоким личным рейтингом обучает менее опытную молодежь.
Но в Москве есть уже два вузовских факультета, где студенты изучают именно киберспорт. Возможно, и у нас в городе, в Донском государственном техническом университете, появится подобный факультет. Сейчас мы активно готовим на базе своей Федерации курсы по киберспорту, методические пособия и материал для обучения. Идет процесс согласования материалов с министерством образования Ростовской области. То есть это вопрос обозримого будущего!
Вечерний Ростов, 22 августа 2020