Сезон глобальных скидок начнется в городах России в конце января, после каникул, когда новогодний ажиотаж окончательно закончится
В последние месяцы на потребительском рынке появились «черри-пикеры» — охотники за суперскидками. Как они экономят и на чем часто теряют, рассказывают эксперты.
Кто такие черри-пикеры
«Черри-пикеры» — это люди, которые практически профессионально охотятся за скидками, отслеживают акции и участвуют в бонусных программах, — рассказывает доцент базовой кафедры торговой политики РЭУ им. Г. В. Плеханова Светлана Казанцева.
— Например, они заходят на сайты разных ретейлеров и оформляют подписку на новости. Также они создают группы в соцсетях, где делятся информацией о том, что сейчас можно купить по минимальной цене, — пояснила эксперт. — Новости в их среде разносятся очень быстро.
Финансовый аналитик Артем Извольский добавляет:
В переводе с английского «черри-пикеры» — это собиратели вишенок.
Они, фигурально выражаясь, не просто едят торт, то есть пользуются акциями и скидками, но стараются выковырять из этого торта вишенки — найти самую низкую цену.
В поисках лучшей цены они часто пользуются маркетплейсами. Ведь там просто шире выбор: один и тот же товар предлагается по самой разной цене. Люди этим пользуются.
Как продавцы обманывают черрипикеров
Как пояснил эксперт, черрипикеры стали настоящей проблемой для многих продавцов.
— Дело в том, что их доля в общем числе покупателей растет. Сейчас в сетевых магазинах уже больше половины товара продается в рамках различного рода акций и скидочных кампаний, — пояснил Извольский. — Поэтому ретейлеры и производители вынуждены изворачиваться и черри-пикеров обманывать.
По словам эксперта, используется несколько приемов.
— Один из самых популярных — написать на ценнике «лучшая цена», как бы разговаривая с любителями скидок на их языке, — рассказывает эксперт. — На самом же деле, как правило, это лучшая цена отнюдь не для покупателя, а для продавца. Но этот факт нигде не уточняется, черрипикеры попадают в ловушку и делают покупку.
Второй прием — красные или желтые ценники. У большинства покупателей они четко ассоциируются со скидками.
Третий вариант: рядом с каким-нибудь ценником пишут «количество товара ограничено», что тоже, как показывает практика, стимулирует покупку.
— Уловка, прямо скажем, банальная, потому что ограничено количество любого товара в магазине. Но этот прием работает: продажи растут, — пояснил эксперт.
Охотников за скидками становится больше
Впрочем, по словам Извольского, черри-пикеры в последнее время стали более рациональными.
— Люди знают уловки маркетологов и стараются на них не попадаться. Даже в богатой Москве наметился тренд, когда люди на выходных стали ездить не в гипермаркеты, а в жесткие дискаунтеры, где по низкой цене предлагается практически все.
Многих, конечно, в первое время могут шокировать порубленные на крупные куски и даже не завернутые в целлофан свиные туши или продукты, лежащие прямо в коробках, которые стоят на полу. Но постепенно к этому привыкают, — пояснил эксперт.
- По его словам, движение «охотников за скидками» станет расширяться.
— Инфляция в прошлом году превысила 12 процентов, а продуктовая — все 20.
Зарплаты при этом не растут, покупательская способность большинства потребителей не увеличивается.
Поэтому число людей, которые будут искать скидки на привычные продукты либо более дешевые марки товарного и продуктового ряда, вырастет, — считает Извольский.
- Также, по его словам, уже наметился тренд на снижение «эмоциональных» покупок.
В своем потребительском поведении мы становимся более рациональными: это требование времени.
Тренд: приобретения «вещь с историей»
Евгений Матюшин, маркетолог
Черри-пикеры, намой взгляд, не всегда адекватные люди. Они нередко покупают то, что им на самом деле не очень нужно — просто потому, что понравилась цена.
Могут взять по акции томатный сок, хотя сами его не пьют. Или третий мобильный телефон — в ожидании, когда первые два сломаются. Покупать товар со скидкой — это правильно и рационально, но лишь в том случае, если он удовлетворяет какие-то твои потребности.
Если говорить о трендах, то в ближайшие годы, я думаю, будет набирать популярность идея приобретения «вещей с историей» — в частности, одежды, мебели, бытовой техники.
На Западе это давно вошло в моду, поскольку идет тренд на уменьшение объемов бытового мусора. Иными словами, вещь эксплуатируется до своего полного физического износа.
Vm.ru, 13 января 2023