Худшие прогнозы, которыми последнее время в виде слухов полнился Ростов, сбылись. Команды СКА больше нет.
Легендарный клуб, гордость донского футбола, принесший ему громкую славу в прошлом веке и в свое время влюбивший в себя сотни тысяч людей по всей стране, прекратил выступления на профессиональном уровне и подался в медиалигу.
Фактически это означает конец истории ростовских армейцев, которая началась в далеком 1937 году. Всё, баста. Каюк. Можно сочинять некролог, начав его так: «Светлой памяти серебряного призера чемпионата СССР-1966, обладателя Кубка Советского Союза-1981…»
Это могло случиться гораздо раньше. В российский период своего существования СКА (в следующем году исполнится 40 лет, как он навсегда покинул высшую лигу, еще, естественно, союзную) неоднократно был близок к краху и полному исчезновению, однажды даже опускался в любительскую лигу на сезон, в угоду формальностям кратковременно меняя название на СКВО, но всякий раз выплывал благодаря людям, в критические моменты бросавшим клубу спасательный круг.
- В 2019 году очередным таким реаниматологом стал успешный музыкант и продюсер, коренной ростовчанин Василий Вакуленко, известный под сценическим псевдонимом Баста.
Он смело провозгласил курс на возрождение СКА вплоть до возвращения статуса главной команды донской столицы, а еще мечтал о создании футбольной школы и стадиона, уверяя, что клуб для него вовсе не игрушка, которой можно козырять перед друзьями и при подходящем случае легко избавиться, а важное дело и он готов отнестись к нему со всей ответственностью.
Спустя неполных пять лет закончилась эта затея трагически. В минувший четверг, 25 января 2024, Баста опубликовал видеообращение, в котором поведал о дальнейших шагах и привел мотивировочные аргументы:
— Я ни разу не пожалел о своем решении участвовать в судьбе СКА. Мы пришли с большим энтузиазмом, верой в людей и приложили максимум усилий, чтобы клуб жил, продолжал играть и развиваться. Но нашим планам помешала пандемия коронавируса. Многим стало не до футбола.
С самого начала я слышу критические комментарии и советы, как управлять клубом. Большая их часть — это пустые дискуссии, которые демотивируют тех, кто приходит в некоммерческий футбол. А в футбол второго дивизиона приходят энтузиасты. Формальные требования выросли, а вариантов финансовой поддержки или спонсорства стало меньше. Самостоятельно преодолеть некоторые сложности уже невозможно.
Мы приняли непростое, но, на наш взгляд, достойное решение — перейти в медиафутбол. Главное для нас — чтобы клуб был на виду, чтобы за него болели, чтобы продолжалась его история.
Мы можем вернуться в свой дивизион в любой момент, а вот попробовать себя в новом формате — это вызов. Это возможность порадовать наших верных болельщиков и завоевать сердца новых. Понимаю, это риск. Но сейчас новое время. Медийный футбол становится ближе к людям, для которых это не просто спорт.
СКА — это важная часть моей жизни, и я хочу поблагодарить всех болельщиков и сторонников, которые нас поддерживают. А пока — поборемся за ваши сердца и симпатии новых болельщиков города, области и всей страны среди команд медиалиги!
***
Объявленная смена курса ожидаемо вызвала бурю негодования в среде ростовской футбольной общественности.
Болельщики СКА, глотая валидол, принялись писать гневные письма в областное правительство с просьбой вмешаться и «остановить этот беспредел», отнимающий у них любимую команду.
Заслуженные ветераны армейского клуба, в частности Павел Гусев, Валерий Гончаров, Александр Воробьев, Александр Татаркин, также выразили свою однозначную позицию: СКА в медиалиге — это уже не СКА и Баста не имеет права таким образом распоряжаться славным именем клуба и позорить его, втягивая в хоть и раскрученный, но все же сомнительный шоу-проект, имеющий мало общего с классическим футболом.
«Пусть нам оставят наш СКА! Хотя бы в качестве участника областного чемпионата среди любителей, если уж нет денег на профессиональную лигу. А если Басте так хочется, пускай создает в медиалиге команду под другим названием и развивает ее сколько душе угодно!» — таков рефрен мнений большинства неравнодушных к судьбе СКА.
Стрелы упреков и гнева, сейчас летящие в Василия Вакуленко, которого называют чуть ли не могильщиком СКА, не удивляют. Должен же быть кто-то виноват. Но справедливо ли валить все на него?
В конце концов, не Баста довел армейцев до предсмертного состояния.
Клуб впал в него значительно раньше. Вакуленко же, в свое время проявив интерес к команде, продлил ей жизнь на несколько лет, надев на нее кислородную маску, чтобы не задохнулась. Вот она при нем еще немного и подышала.
А вариант с медиалигой Василий считает единственным шансом не отправить СКА на тот свет прямо сейчас. Но это его видение ситуации. А в восприятии многих остальных команда уже испустила дух и переход в медиафутбол в таком положении — самое настоящее кощунство.
Можно долго и нудно ломать копья в спорах по этому поводу, но один факт очевиден для всех — от того СКА, который все знали, осталось лишь название. И история. Поначалу красивая, а впоследствии грустная.
***
В ноябре 2019-го Баста устроил в Ростове большую пресс-конференцию по случаю своего вхождения в роль владельца СКА.
Правда, сам он сторонился такого определения, попросив называть его идейным вдохновителем проекта возрождения клуба (Вакуленко действительно никакой не владелец — он является одним из соучредителей юридического образования «Спортивная ассоциация «Футбольный клуб СКА Ростов-на-Дону», но его продолжают считать хозяином).
Так вот, на той встрече автор этих строк задал Василию один щекотливый вопрос, сначала напомнив о том, как рьяно в 2006-м взялся за дело вытягивания армейцев из футбольной пучины Иван Саввиди и по каким именно причинам у него ничего не получилось, а далее поинтересовавшись, не опасается ли он наступить на те же грабли, когда столкнется с аналогичными трудностями.
Баста вдруг вспыхнул, разнервничался, конкретного ответа не дал, зато заявил следующее: «Наверное, вы болеете за «Ростов»? Ну так с «Ростовом» мы еще сыграем в дерби». Сразу вспомнилось, как тот же Саввиди однажды пообещал:
«С «Ростовом» мы если и столкнемся, то на встречных направлениях, когда он пойдет вниз, а СКА — вверх».
Уже после окончания пресс-конференции, в нашем разговоре с глазу на глаз, Василий весьма тактично извинился за свою резкость, пояснив, что некие «законы жанра» вынудили его демонстративно так жестко отреагировать на поднятую журналистом тему.
Что это за законы, он не пояснил, но спустя несколько лет выяснилось, что именно по ним живет та самая шумная и эпатажная медиалига. А уж шоу-бизнес, в котором Баста чувствует себя как рыба в воде, и вовсе жил и живет всегда. Кажется, это называется хейтом. Или хайпом. Черт его разберет…
Печально об этом вспоминать, но вышло так, что Вакуленко не придал значения предостережению, основанному на красноречивом историческом факте, и, преисполненный благих намерений, впоследствии попался в сети безразличия к судьбе СКА со стороны как областного руководства, которому с головой хватает «Ростова» с его постоянным финансовым дефицитом, так и инвесторов, обещавших ему всяческую поддержку, а потом, сославшись на трудные времена, от него отвернувшихся.
И он остался тет-а-тет с проблемой, которую взвалил на свои плечи, но решить в одиночку не смог.
Теперь Баста пытается выбраться из этих сетей путем сохранения СКА в ранге участника медиалиги, однако понимания такая его инициатива почти ни у кого не встретила.
Коса нашла на камень, а легендарный клуб, в составе которого в разное время сверкали Виктор Понедельник и Олег Копаев, Юрий Шикунов и Анатолий Чертков, Валентин Афонин и Алексей Еськов, Геннадий Матвеев и Валерий Буров, Сергей Андреев и Александр Воробьев, многие другие первоклассные футбольные мастера, приказал долго жить.
Оставив лишь воспоминания о том, что он когда-то был. Как вечный укор всем нам, его потерявшим.
Виктор Шпитальник, Футбольный курьер, 31 января 2024 года