В февральском интервью программе «Инсайдеры», вызвавшем большой резонанс, Валерий Карпин в числе прочего рассказал, в каком случае он может покинуть «Ростов» до завершения контракта, который действует до лета 2024 года.
Среди дипломатичных фраз на эту тему, ни к чему тренера не обязывающих, прозвучала одна мысль, сейчас оказавшаяся актуальной. Вот она: «После трех поражений готов поехать домой, никто не умрет, ничего страшного не случится.
Руководители придут и скажут: «Валер, все было хорошо, но сейчас не идет, надо что-то менять». Естественно, если что-то не идет, кого меняют? Тренера. К этому я готов, это нормально».
Прошло два месяца, и вот настал тот самый момент, когда команда проиграла трижды кряду. В связи с чем Карпину можно адресовать его собственный фирменный вопрос: «Ну и?»
Это, разумеется, не призыв к немедленной отставке, но объясниться тренеру, самому назвавшему повод для своего ухода, пожалуй, следует. Ведь те, кто не испытывает восторгов от работы Валерия Георгиевича (а такие в среде болельщиков, поверьте, есть), готовы сейчас ухватиться за его слова о трех поражениях и пойти в атаку.
- И тут так: необходимо либо успокоить их некими серьезными аргументами, либо сделать то, что обещал, ведь, как говорится, никто за язык не тянул.
Конечно, если придраться к карпинской фразе и воспринимать ее сугубо формально, следовало бы ожидать его немедленного увольнения в соответствии с результатом, им самим обозначенным как рубежный. Но это было бы слишком опрометчивое решение.
И в нынешней ситуации нецелесообразное. Важно то, что конкретно наставник вкладывал в контекст рассуждений о трех поражениях и возможности в этом случае покинуть свой пост.
А этого пока никто, кроме него самого, не знает. Конечно, Карпин вовсе не обязан пояснять каждое свое высказывание, и при его характере совершенно точно не будет рефлексировать по данному поводу, но в конкретном случае, раз уж так сложились обстоятельства, сказав «а», надо говорить «б». Во избежание недомолвок и спекуляций, которые, учитывая происходящее, неизбежны.
Вспоминаются события 2014 года, когда «Ростов», в мае выигравший Кубок России и занявший 7-е место в чемпионате (тогда это был второй результат в истории клуба после 6-го места в 1998-м), спустя всего несколько месяцев начал новый сезон так плохо, что очень скоро главный тренер Миодраг Божович, у которого, как казалось еще недавно, был безграничный кредит доверия, очутился под ударом.
Неудачи накапливались, разрастаясь как снежный ком, и после домашнего разгрома от «Зенита» (0:5, и это, кстати, было третье подряд поражение) черногорский наставник попросил руководство отпустить его.
А услышав категорический отказ, повез команду на кубковый поединок в Сызрань, где она получила 0:3 от клуба второй лиги, после чего Божович, уже ни с кем ничего не согласовывая, на пресс-конференции объявил о своем решении уйти в отставку, достаточно жестко дав понять, что переубедить его больше не получится.
Это был абсолютно правильный и мужественный поступок уважающего себя тренера, не державшегося за свое кресло всеми правдами и неправдами и не желавшего дотянуть до того момента, когда ему станут, образно говоря, плевать в лицо.
Там все было предельно понятно: Божович осознал, что исчерпал себя в «Ростове» и ничего положительного больше команде дать не сможет.
Потому и ушел спокойно, немного сожалея лишь о том, что не сделал это чуть раньше, поддавшись уговорам начальства.
А теперь вернемся к Карпину. Отрицать, что донской клуб под его руководством очень неудачно выступает этой весной, невозможно.
Одна победа, две ничьи и четыре поражения в семи матчах — это плохой результат. Но ситуация, при всей ее неказистости, вовсе не походит на ту, что была семь лет назад у Божовича. Тогда разразился настоящий игровой коллапс, к тому же отягощенный сложным финансовым положением клуба. Теперь — в разгаре строительство новой команды, истинный потенциал которой пока никому неведом.
Неудача неудаче рознь. При наступлении тяжелого кризиса, в том числе тренерских идей, решение очевидно — «рулевой» должен уступить штурвал другому, пока корабль не сел на мель.
Но ведь бывают случаи, когда череда поражений, даже самых болезненных, может не сгубить команду, а, напротив, разозлить ее, завести, сыграть на струнах честолюбия футболистов. Если, конечно, у этой команды еще есть какие-то устремления.
И в данном случае крайне важна роль действующего тренера, который имеет право попытаться вместе со своими подопечными исправить положение. Это и будет показателем, управляет ли он ситуацией и готовы ли игроки биться за него.
А взять и на эмоциях уволить наставника лишь за то, что проиграл три матча подряд, — выход самый простой, но не слишком умный. Насколько известно, нынешние руководители «Ростова» к таким безрассудствам не склонны.
К тому же они глубоко погружены во все процессы, происходящие в команде, и дилетантами, способными в гневе наломать дров, абсолютно точно не являются. Стало быть, ожидать от них инициативы насчет немедленной смены главного тренера, по крайней мере в настоящий момент, не следует, даже несмотря на неважные результаты.
И Карпин продолжит работу с «Ростовом». Если, конечно, сам не посчитает, что ему пора уйти. Но, судя по всему, три поражения, о которых он говорил, не натолкнули его на эту мысль.
Виктор Шпитальник, Футбольный курьер 23 апреля 2021