15 марта 2012. В ростовском Дворце спорта при полном аншлаге прошло выступление суперзвезд фигурного катания в проекте «Ледниковый период. Кубок профессионалов».
Блистательное представление с участием Татьяны Навки и Романа Костомарова, Алексея Ягудина и Ирины Слуцкой, Татьяны Тотьмяниной и Максима Маринина, Марии Петровой и Алексея Тихонова, Маргариты Дробязко и Повиласа Ванагаса, Албены Денковой и Максима Ставиского, а также других известных мастеров доставило зрителям огромное удовольствие.
Зал восторженно принимал легендарных фигуристов, олимпийских чемпионов, победителей и призеров первенств мира и Европы разных лет, показавших свои лучшие номера, поставленные на одноименном телепроекте Первого канала.
Продюсер и постановщик шоу Илья Авербух за несколько часов до его начала встретился с ростовскими журналистами, среди которых был и корреспондент «ФК+».
— Мы любим приезжать в Ростов, нас здесь всегда замечательно принимает публика, и так получается, что она заряжает энергией нас, а мы — ее. Это приятно. Чувствуем себя здесь почти как дома. Надеюсь, и сегодня все пройдет прекрасно (Авербух надеялся не напрасно – переполненный зал Дворца спорта встретил новую программу на «ура». – В.Ш.).
Хотя Ростов отнюдь не является центром фигурного катания в России, но наш вид здесь очень любят, прекрасно в нем разбираются и проявляют большой интерес к нашим выступлениям. В этом году мы решили несколько изменить формат проекта, и теперь в нем участвуют только профессиональные фигуристы. Думаю, зрители это оценят по достоинству.
— Вам каждый год удается придумывать что-то новое, разнообразить шоу, делая его все интереснее и интереснее. Какие планы на следующий цикл?
— Честно говоря, строить планы достаточно тяжело. Вот, например, первоначально идеи организовать «Кубок профессионалов» не было – ни у меня, ни у Первого канала. Но потом мы все быстро-быстро решили, обо всем договорились, подготовка прошла в сжатые сроки и шоу было выдано буквально «с колес». Так что загадывать что-то конкретное сейчас, наверное, нет смысла. Поживем – увидим. Тем более что не все здесь зависит от меня.
Хотя, не буду скрывать, мне хотелось бы продолжить работу с профессионалами фигурного катания, при этом расширив границы проекта. К примеру, есть задумка пригласить для участия зарубежных звезд – как фигуристов, так и постановщиков, например, из США, где давно и успешно работают в данном жанре.
Но, как бы ни сложилось, убежден, что точку ставить рано, поскольку лишь к концу этого телешоу мы ухватили, что и как нужно делать. Поначалу были сомнения, чего должно быть больше в номерах – технических элементов высокой степени сложности или все-таки артистизма, ведь проект телевизионный и должен являть собой прежде всего зрелище.
Так что мы лишь к середине пути смогли нащупать ту золотую середину, благодаря которой номера, как говорится, цепляют. Поэтому осталось ощущение недосказанности.
— Доводилось слышать мнение, что в вашем шоу есть чему поучиться в том числе и действующим фигуристам. Нет ли идеи привлекать к работе молодых спортсменов на каких-то этапах проекта?
— Вообще, для фигуристов-парников время от времени менять партнеров, даже на тренировках, очень полезно, это их развивает, дает возможность посмотреть на себя с несколько другой стороны, открыть что-то прежде неизвестное.
Но проблема в том, что спортсмены-любители живут в своем мире, закрытом и обособленном. И делать шаг навстречу не собираются, считая, что ежедневная долбежка одного и того же на тренировках с колоссальной физической нагрузкой – единственно правильный путь. Это и мы в свое время проходили, с тех пор ничего не изменилось.
Тренеры новые – методы работы прежние. На мой взгляд, это не совсем верно. Ребят необходимо раскрепощать, давать им больше свободы. Разве плохо, если у нас они познакомятся с принципами драматургии при постановке номеров? А то сейчас на том уровне считается, что если есть более-менее понятные завязка и развязка номера – это уже гениально…
Не собираюсь никому навязываться, но если у кого-то из любителей возникнет желание попробовать себя в нашем проекте, милости просим.
— Помимо телепроекта вы сделали потрясающие спектакли, к примеру, «Огни большого города», или вот совсем скоро будет премьера постановки для детей «Winx на льду». Но увидеть их пока могут лишь зрители в Москве и Санкт-Петербурге. Есть ли в ваших планах показать все это в регионах?
— Планы такие есть, но это связано с определенными сложностями, в первую очередь техническими, к примеру, доставкой огромного количества специального оборудования, декораций и так далее.
Мне бы очень хотелось, чтобы «Огни большого города» — флагман того, что нам удалось сделать за последнее время помимо телепроектов — смогли посмотреть и в других городах, в том числе в Ростове.
Размышляю и над идеей привезти в регионы в дни новогодних праздников детские спектакли, возможно, тот же «Winx». Словом, работа в этом направлении ведется.
— Вы уже не первый год ездите в гастрольные туры по России. У вас и ваших товарищей еще голова кругом не идет от всего этого?
— Действительно, если взглянуть на список городов, которые мы посещаем во время тура, а это как минимум 50 населенных пунктов, может сложиться впечатление, что человеческие возможности безграничны.
Конечно, это не так, и усталость накапливается приличная, однако мы всегда отдаем себе отчет в том, где именно выступаем, как нас в том или другом городе принимают, и непременно работаем с полной выкладкой, стараясь делать все для того, чтобы зрители получали удовольствие от наших выступлений.
— В рамках проекта «Кубок профессионалов» было поставлено порядка ста номеров. А по какому принципу вы их отбираете для выступлений в туре?
— О, это непростая задача! Будь моя воля, я бы показывал как можно больше номеров, но это заняло бы четыре с лишним часа, получится «перегруз» зрителей. Такой эксперимент в самом начале тура мы провели – вышло не слишком удачно, затянуто.
Поэтому приходится, как при монтаже фильма, резать по живому. Ребятам не всегда это нравится, они, бывает, ворчат, но я в этом плане занял достаточно жесткую позицию. Есть временные рамки программы – в них нужно укладываться. Вроде, сейчас уже нашли наиболее оптимальный вариант.
— Работа исключительно с профессионалами создает вам как постановщику номеров какие-то дополнительные сложности?
— Когда мы объединяли фигуристов и звезд искусства, прежде всего нужно было подобрать набор движений, в принципе достаточно простых, помогавших выражать на льду ту или иную мысль, которую паре требовалось донести до зрителя.
От профессионалов же ждут катания несколько иного, более высокого уровня, поэтому приходится прикладывать гораздо больше усилий для подготовки каждого элемента трехминутной программы. Драматургия номера – это одно, но важно продемонстрировать еще и класс фигуристов. Так что, конечно же, работа в нынешнем формате гораздо более насыщенная и тяжелая.
Требования к номерам возросли, необходимо все делать по высшему разряду, чтобы публика и жюри не упрекнули нас в том, что какие-то элементы недоработаны. С другой стороны, и переусердствовать нельзя, это тоже будет мгновенно замечено. В общем, и трудно, и интересно.
< Виктор Шпитальник, «Футбольный курьер», март 2012 >