Претендентов на применение инновационных технологий, направленных на повышение эффективности отбора спортивно одаренных детей, в стране было немало. Но на конкурсной основе федеральная экспериментальная площадка была создана именно в Ростове-на-Дону!
В свое время спортинтернат № 10 вписал множество славных страниц в историю мирового спорта. Тренерско-педагогический коллектив учебного заведения славился уровнем подготовки своих воспитанников.
И вот уже три года в Ростовском училище олимпийского резерва действует система планомерного поиска будущих звезд с учетом возможностей современной науки. О достигнутых результатах рассказал профессор кафедры физического воспитания Ростовского государственного экономического университета (РИНХ), методист рабочей группы федеральной экспериментальной площадки Н.Н. Быков.
— Николай Николаевич, расскажите, как все начиналось!
— Три года назад мы разработали проект по развитию и внедрению инноваций. В конкурсе, проведенном Министерством спорта России, его успешно защитил директор Ростовского училища олимпийского резерва А.В. Шляпников.
Так был получен статус федеральной экспериментальной площадки. При принятии этого решения учитывались возможности, которыми располагает училище: развитая инфраструктура, укомплектованный современным оборудованием медицинский диагностический центр. И, естественно, возможность сформировать сильную рабочую группу.
— Кто же вошел в эту группу?
— Признанные и авторитетные специалисты медицины и других сфер деятельности, связанных с совершенствованием научного подхода к развитию спорта. Современный спорт должен быть умным, это веление времени!
У нашей рабочей группы сложились хорошие творческие контакты со специалистами научно-исследовательского института «Градиент», у которых уже были разработки в области определения функционального состояния человека.
— Инновационный подход крайне важен, но, как показывает жизнь, самой большой проблемой на пути к прорыву оказывается нормативно-правовое регулирование…
— Да, вроде бы все просто. Чтобы отыскать одаренных детей, надо иметь список тех, у кого нет проблем со здоровьем. Поликлиники ведут учет состояния организма всех юных ростовчан, но предоставить такой список не имеют права по Закону! Или вот еще сложность. К примеру, разрабатываем диагностику сердечно-сосудистой системы. Необходим такой показатель, как ширина аорты. Но действующие стандарты этого показателя не предусматривают. А эксперимент требует оперативности, информация нужна сейчас! Такое исследование можно провести, но возникают вопросы: кто за него будет платить? Из
каких средств?
Напомню: расходные статьи бюджета учебного заведения жестко контролируются. Практика работы любой школы такова, что кто-то перестает в ней заниматься, но средства на этих детей запланированы.
Почему бы не дать руководителю право (естественно, с соблюдением всех требований), по решению комиссии, направить эти деньги на ту же экспериментальную деятельность, чтобы получить столь необходимую информацию? Нет, нельзя! Это будет расцениваться как нецелевое использование средств!
И таких барьеров возникает немало. Да, прикрыть лазейки для злоупотреблений, безусловно, необходимо. Однако поиск инновационных путей необходим российскому спорту как воздух!
— Но ведь не случайно говорят: тот, кто хочет что-то сделать, ищет пути для этого, какие бы сложности ни возникали!
— Мы сформировали мобильную группу. Практикуем выезды, обследуем наиболее развитых в двигательном и физическом отношениях детей.
В итоге выявляются такие ребята и девочки, которых можно сразу рекомендовать к зачислению в училище олимпийского резерва! В течение рабочего дня можно провести обследование и диагностику до ста пятидесяти детей. Включить в базу данных, дать рекомендации по выбору вида спорта, далее отслеживать, кто и как с ними занимается…
Если мы обследуем всю территорию Ростовской области, появится уникальная база данных ребят, предрасположенных к конкретным видам спорта! Это также позволит знать реальную картину состояния здоровья ростовских мальчишек и девчонок, что позволит объединять усилия, направленные на его укрепление.
— Говорят, работает и постоянно действующая комиссия на базе училища олимпийского резерва?
— Любой родитель может привести ребенка, любой подросток прийти сам. По данным обследования все получат рекомендации, каким видом и где можно заниматься. Мы приглашаем не только тех, кто еще не приобщился к спорту, но и тех, кто уже занимается. Возможно, он выбрал не тот вид? И более эффективно сможет заниматься чем-то другим?
Ведь задача экспериментальной площадки — не только отбор, но и спортивная ориентация. А если необходимо, и переориентация. Мы активно привлекаем ребят из ростовских школ. Ждем их в постоянно действующей комиссии.
— Еще один важный источник получения информации об одаренных детях это результаты сдачи норм комплекса ГТО…
— Мы проанализировали 7680 лучших результатов Ростова и Ростовской области, показанных в прошлом
году. Находим этих ребят, обследуем, общаемся, вносим фамилии в базу данных. Такая работа тоже открывает очень серьезные перспективы!
Думаю, важно также внедрить практику учреждения грантов для тех, кто разрабатывает и внедряет эффективные программы, направленные на развитие спорта, в первую очередь детского. Сегодня спорт может и должен базироваться на внедрении информационных технологий.
Передовой опыт разных стран убедительно говорит об этом. Кроме всего прочего, это позволяет принимать профессионально выверенные, взвешенные и грамотные решения.
— Что в развитии детского спорта вы считаете основным?
— Доступность для всех слоев населения. Даже если родители чувствуют, что их ребенок одарен, они не знают, куда с ним пойти. Вооружить их этими знаниями — очень важная задача, решением которой необходимо заниматься объединенными усилиями педагогов, психологов, врачей, тренеров, социологов, депутатов…
Поодиночке создать эффективную систему развития детского спорта невозможно. А всем вместе — вполне реально. В том числе и решить проблемы, связанные с тем, что занятия многими видами переведены на платную основу. Очень важно дать определенные преференции детям из малообеспеченных семей!
Вечерний Ростов, 8 мая 2018