24 февраля трудовой коллектив акционерного общества «Роствертол» поздравляет своего генерального директора Б.Н. Слюсаря с 70-летием со дня рождения. Конечно, хватает традиционных букетов цветов и подарков, но помпезность при этом отсутствует. Для вертолетостроителей руководитель такого высокого ранга изначально свой человек.
В 1960 году он окончил профессиональное училище № 8 и пошел работать слесарем-сборщиком на Ростовский вертолетный завод. В апреле 2000-го Борис Николаевич стал генеральным директором одного из ведущих в России предприятий по выпуску винтокрылых машин! Кто-то может позавидовать столь блистательной карьере, однако по большому счету это судьба человека, отдавшего всю свою жизнь без остатка любимому делу!
Трудовая биография Бориса Николаевича Слюсаря неразрывно связана с развитием «Роствертола». Когда он устроился работать на завод, здесь переходили от выпуска турбореактивных самолетов-штурмовиков Ил-40 к серийному производству первого отечественного вертолета Ми-1, созданного конструкторским коллективом под руководством М.Л. Миля. А до этого собирали транспортно-десантные планеры Як-14, еще раньше — летательные аппараты деревянной конструкции с поршневыми двигателями — знаменитые в годы Великой Отечественной УТ-2М и По-2. Помните фильм «Ночные ведьмы»? Советские летчицы наводили ужас на фашистов в темное время суток, сбрасывая на них бомбы с бипланов По-2 производства Ростовского авиазавода!
После трех лет срочной армейской службы Борис Слюсарь вернулся на Ростовский вертолетный завод. В цехе № 40 трудился слесарем-сборщиком, затем сборщиком-клепальщиком, потом мастером, старшим мастером, освобожденным председателем профкома…
Ни одной ступени не пропустил, зато в совершенстве узнал изнутри производственный процесс.
Пока Борис Николаевич от «А» до «Я» постигал весь «алфавит» сборки вертолетов, «Роствертол» осваивал новые модели милевских винтокрылых машин. Выпустив в 1956-1960 годах 370 Ми-1, завод дал путевку в небо первому советскому тяжелому транспортно-десантному вертолету Ми-6. Его часто показывали в кинохронике при сооружении мостов, монтаже оборудования на заводах, транспортировке по воздуху и установке буровых вышек. Этот вертолет-трудяга выпускался в Ростове серийно больше 20 лет! В 1964 году здесь наладили выпуск тяжелого вертолета Ми-10.
Он мог поднять на специальной платформе груз весом до 15 тонн. Летчики на этой мощной машине установили несколько мировых рекордов грузоподъемности. В 1974 году на базе Ми-10 был создан уникальный «летающий кран» Ми-10К, который и сегодня в деле! Как раз в тот период, когда вертолетостроители серийно большими партиями выпускали Ми-6 и осваивали выпуск Ми-10, Борис Николаевич Слюсарь без отрыва от производства учился в Ростовском институте сельхозмашиностроения (ныне Донской государственный технический университет).
С 1978-го по 1982-й Б.Н. Слюсарь на профсоюзной работе, три года подряд трудился председателем профкома предприятия. И это непростое дело пошло на пользу становлению личности крупного руководителя. Чем занимается профсоюзный комитет? Отстаивает права работников, помогает генеральному директору проводить в жизнь социальную политику. Багаж таких знаний и навыков сегодня не помешает ни одному управленцу!
В 1982 году Б.Н. Слюсаря назначили заместителем генерального директора «Роствертола» по материально-финансовым вопросам, позже — первым заместителем генерального директора по управлению финансами.
Люди старших поколений прекрасно помнят непростые для народного хозяйства времена горбачевской перестройки, перехода к рыночным отношениям с болезненными для всех экономическими реформами. В том, что «Роствертол» вышел из тех передряг, сохранив производственный потенциал, большая заслуга зама по финансам Бориса Николаевича Слюсаря!
Сегодня открытое акционерное общество «Роствертол», у руля которого с апреля 2000 года стоит Б.Н. Слюсарь, производит отличные во всех отношениях вертолеты огневой поддержки Ми-35М, грозные боевые машины нового поколения Ми-28Н «Ночной охотник». На весь мир прославился «Роствертол» своими тяжелыми вертолетами Ми-26Т. Ни в одной стране нет таких могучих машин, способных транспортировать 20 тонн груза на внешней подвеске или внутри фюзеляжа!
Дипломом Второго международного форума «Высокие технологии оборонного комплекса» отмечена очередная разработка «Роствертола» — модернизированный вертолет Ми-26Т2. В нем по сравнению с предыдущей моделью сокращен экипаж, применяется современная авионика, имеется оборудование для полетов в ночных условиях.
Все эти успехи «Роствертола» во многом стали возможны благодаря организаторскому, инженерному таланту Бориса Николаевича Слюсаря. На своем ответственном посту он постоянно демонстрирует лучшие качества профессионального управленца и патриота предприятия, на котором трудится 52 года подряд (с перерывом на армейскую службу)! Имя генерального директора ОАО «Роствертол» хорошо известно по всей России, а также в странах Азии, Южной Америки, Европы, куда экспортируются вертолеты, построенные в Ростове.
В 70 лет Борис Николаевич по-прежнему бодр, энергичен и полон новаторских идей. Например, он принял очень своевременное управленческое решение, в результате реализации которого «Роствертол» вошел в новую интегрированную структуру «Вертолеты России» — дочернюю компанию акционерного общества «ОПК Оборонпром». Тем самым предприятие обеспечило себе устойчивый сбыт выпускаемой продукции военного назначения, а значит, упрочило свою финансовую стабильность.
Как говорят, по труду и честь. Б.Н. Слюсарь — действительный член Академии транспорта России, Донской государственный технический университет присвоил ему степень почетного доктора. Борис Николаевич — действительный член Академии изучения проблем национальной безопасности и член-корреспондент Российской инженерной академии. Он входит в состав президиума Ростовского городского Совета директоров, является президентом ассоциации «Высокие технологии», объединяющей предприятия оборонно-промышленного комплекса Ростовской области.
Жители Дона оказали генеральному директору ОАО «Роствертол» Б.Н. Слюсарю высокое доверие, в третий раз подряд избрав его депутатом Законодательного собрания Ростовской области. Борис Николаевич – почетный гражданин Ростова-на-Дону. Более полувека Борис Николаевич Слюсарь провожает взглядом взлетающие с заводского аэродрома новенькие вертолеты. В каждой винтокрылой машине — труд огромного коллектива и частица его сердца. Поэтому у «Роствертола» большое будущее!
В. Алексеев, газета «Вечерний Ростов» № 38-39, за 24 февраля 2012 год.
Завод «Роствертол» в Ростове проводит большую работу по развитию массового спорта среди населения.
Физкультурно-спортивный клуб «Стрела» ОАО «Роствертол» располагает спортивным городком, который включает мини-футбольную площадку с искусственным травяным покрытием и трибунами на 120 мест. Здесь проводятся различные городские соревнования по футболу. В планах завода – строительство крытого спортзала для игровых видов спорта.
< >