Российский туристический бизнес оказался первым крупным сегментом экономики, по которому пришелся удар коронавируса.
И это было очевидно в условиях, когда страны, одна за другой, стали закрывать свои границы. Коллапс послужил причиной того, что «Российский союз туриндустрии — Юг» и «Ассоциация профессионалов индустрии гостеприимства» обратились в администрацию президента России с письмом, в котором просят признать пандемию коронавируса (COVID-19) «обстоятельством говоря юридическим языком, форс-мажором.
Как коронавирус влияет на туризм
Туризм в связи с коронавирусом в России замер: отменяются бронирования, люди отказываются от поездок даже на лето. Правительство приостановило все зарубежные туры, операторы аннулировали любые поездки, авиакомпании практически приостановили свою деятельность.
Масштаб проблемы можно только представить! Никто сегодня не знает, когда ситуация в мире нормализуется, а значит, люди просто опасаются отдавать деньги даже за летние и осенние туры — вдруг придется их снова забирать обратно?
- На фоне этого желание туроператоров признать обстоятельства форс-мажорными многие восприняли как намерение отобрать деньги у клиентов, чтобы решить собственные проблемы.
— Турбизнес сейчас пытаются «демонизировать», представив ситуацию так, будто мы пытаемся нажиться на беде. Стоит на-помнить, как работают операторы в туристическим бизнесе: выкупают билеты на регулярных рейсах, оплачивают чартеры, бронируют номера в зарубежных отелях, — говорит член правления «Российского союза туриндустрии — Юг», генеральный директор компании «Рейна-ТУР НТВ» Татьяна Владимировна Нечепаева.
— Туристические агентства продают туры операторов: оставляют себе комиссию, все остальное отправляется непосредственным создателям турпродукта. Но туг появился коронавирус, и туроператоры начали обращаться в компании с предложением как-то урегулировать ситуацию.
Поначалу деньги возвращали, а потом авиаперевозчики делать это перестали. Да и отели предлагают только переносить сроки поездок на полгода или на год. Так что в сложной ситуации оказались все участники рынка.
Туроператоры обратились в Ростуризм с предложением «распечатать» фонд персональной ответственности «Турпомощь». Но решение подобных вопросов требует времени. Ни у кого нет такого количества свободных средств, чтобы в один момент вернуть деньги всем клиентам.
Последние либо относятся к ситуации с пониманием, готовы подождать, другие требуют вернуть деньги прямо сейчас…
Как отразится коронавирус на туризме
По большому счету, все агентства работают на семи-восьми процентах комиссии. То есть перечисляют оператору 93 процента стоимости путевки, и пока их не вернут, они не смогут рассчитаться с клиентами. Впереди — долгие переговоры, процесс, который займет не один день.
— Какие к нам могут быть претензии? Все вопросы — к авиакомпаниям, к операторам: мы не создатели продукта, а только продавцы готового товара. Сейчас действительно нужно взять паузу, передохнуть, прийти в себя. Так что приостановка работы на многих предприятиях оказалась очень кстати: может, люди чуть-чуть успокоятся, а то все на нервах.
В нынешней ситуации операторы тоже ждут поступления средств, чтобы расплатиться. А пока можно только оформить ваучер, перенеся поездку на более поздний срок, — пояснил член правления «Российский союз туриндустрии — Юг», генеральный директор сети туристических агентств «Розовый слон» Алексан Мушегович Мкртчян. — Деньги не возвращают сейчас нигде, от Москвы до Камчатки. У турагентств их просто нет!
Конечно, государство объявило о том, что будут вводиться меры господдержки туриндустрии. Но, во-первых, процесс этот — не быстрый, кто-то может успеть обанкротиться. Во-вторых, меры не совсем адекватны нынешней ситуации. Возьмем, к примеру, трехмесячный мораторий на уплату налогов и платежей в социальные фонды.
Получается, что через три месяца их нужно будет внести в троекратном размере. Их ведь не «простят», а просто отодвинут сроки выплаты! Хотя очевидно, что и через три месяца у турагентств не будет трехсотпроцентного роста продаж, чтобы заплатить положенные, пусть даже отсроченные, налоги.
Поэтому операторы просят освободить их на год от уплаты взносов в фонды персональной ответственности туроператоров и резервный фонд, сформированные при «Турпомощи».
Форс мажор туризма или нет
— Необходимость признания ситуации форс-мажором нужна не для того, чтобы оставить себе деньги туристов. Это просто даст нам паузу, необходимую для того, чтобы дождаться возврата денег, которые мы должны выдать клиентам, — уточняет Т.В. Нечепаева. — Кризис, конечно, коснулся всех и каждого, просто по туризму удар был нанесен раньше. И помощь государства сейчас нужна как никогда: банкротство может стать реальностью — по крайней мере, для небольших компаний.
И для самих клиентов ситуация — «из ряда вон». Если бы люди знали о том, что случится, они бы точно не платили за свои туры!
— Данная ситуация, по моему мнению, является форс-мажором. Но нельзя учитывать интересы только турбизнеса: ведь и для граждан пандемия стала обстоятельством непреодолимой силы!
Поэтому должна осуществляться как поддержка бизнеса, так и компенсация гражданам в связи с неисполнением договоренностей, — уверен член Ростовской областной коллегии адвокатов Дмитрий Николаевич Сидоров.
— Речь не должна идти о полном освобождении от обязательств со стороны туроператоров. Ведь они продавали путевки до полного запрета, принятого на государственном уровне, как и люди покупали турпакеты, надеясь, что завтра все будет по-прежнему…
За последние десятилетия человечество не сталкивалось с такого рода угрозой, как сейчас, а потому и каких-то механизмов противостояния ей (и, соответственно, мер поддержки населения и бизнеса) не существует. Понятно, что переживем и это. Другое дело, с какими последствиями…
Вечерний Ростов, 9 апреля 2020