Сначала под запретом для туристов оказался Китай, а сейчас уже половина Старого Света. Резкое падение курса рубля усугубило и без того непростую ситуацию. Ассоциация туроператоров России (ATOP) предварительно оценила потери российского туристического рынка в сумму свыше 30 миллиардов (!) рублей.
Очевидно, что рынок выездного туризма напрямую связан с курсом валют: дорожают и авиаперелеты, и отели, и стоимость услуг. Естественно, что падение объемов продаж из-за коронавируса и возврат денег за путевки в «запрещенные» страны усугубится ростом стоимости летнего отдыха в той же Турции.
Крупные российские операторы уже заявляют о том, что если государство не разрешит использовать для выплат средства из Фонда персональной ответственности, то банкротств не избежать.
— Сейчас невозможно давать какие-то прогнозы: подобного ведь никто не ожидал. У всех туроператоров в марте уже набралось достаточно большое количество забронированных путевок в Турцию, но сейчас по понятным причинам продажи ослабли процентов на десять. Полагаю, что такая ситуация будет наблюдаться и по другим направлениям. Многие будут переориентироваться на российские курорты, — дает оценку текущей ситуации генеральный директор компании «Рейна-Тур НТВ» Т.В. Нечепаева. — Кто-то и сейчас не стал менять планы: вместо Европы улетел отдыхать на Кубу, в Мексику, на Сейшельские острова. Но в большинстве своем ростовчане заняли выжидательную позицию. Летний отдых бронируют с опаской, потихоньку. Привычного потока клиентов нет…
По словам Татьяны Владимировны Нечепаевой, продажи по Турции просели очень заметно. На ближайшую перспективу путевки брать никто не рискует. Если и заказывают отдых, то на вторую половину лета или начало осени. Что будет с ценами, непонятно (бронь составляет около десяти процентов стоимости путевки ). Никто не знает, как поведет себя рынок. Сами турки признают, что сезон будет сложным, и начнется он на месяц позже обычного.
Как подчеркивает Т.В. Нечепаева, «и у нас, и у туристов гораздо больше волнений связано с коронавирусом, чем с ростом курса доллара и евро».
— Ослабление рубля не так сильно влияет на бизнес, как коронавирус. Да, скачок стоимости валют — явление неприятное, это замедляет продажи. Но все понимали, что доллар может начать снова расти: он уже достигал и нынешних величин, и даже выше. Не это главная проблема отрасли в сезоне-2020! Я хорошо помню, как в январе 2015 года мы неплохо продавали путевки и при курсе 83 рубля за доллар, — говорит генеральный директор сети туристических компаний «Розовый слон» А.М. Мкртчян. — Сегодня в Турции нет коронавируса. Но те, кто планировал туда поехать в июне или июле, спрашивают: можно ли аннулировать путевку? Причем вопросы задают не только по Турции, но даже и по России! Можно. Но зачем это делать и терять деньги на штрафах за отмену?! Я всем говорю: если там, не дай Бог, будет вспышка вируса и страну закроют, то все деньги полностью и без штрафов вам вернут. Так зачем впадать в панику сейчас? Либо все будет спокойно и ростовчане поедут отдыхать, либо Турцию закроют, и тогда всем вернут стоимость туров в полном объеме! По сути, я сейчас больше работаю психотерапевтом, чем руководителем туристической компании…
Как подчеркнул Алексан Мушегович Мкртчян, по Турции бронирование продолжается. До 5 марта все выжидали и продажи почти остановились, но после встречи президентов России и Турции — возобновились. Не таким потоком, как год назад, но все-таки это стабильное бронирование. Массовых отмен по этому направлению не было. Но все начало выходить на уровень истерии — один ростовчанин даже поездку в Геленджик на август хотел аннулировать! Побоялся, что там коронавирус могут найти…
Руководители туристических компаний говорят, что теперь в офисах каждого клиента по полчаса приходится успокаивать-уговаривать…
Тем временем Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) заявило о том, что намерено поддерживать отрасль.
На фоне этого многие логично опасаются роста цен и на внутренний туризм. К сожалению, владельцы отелей на российских курортах славятся тем, что любят задирать цены, пользуясь кризисными ситуациями.
— До 1 апреля я хороших новостей не жду. Люди будут «переваривать» новый курс, ждать новых поворотов в истории с вирусом. Потом все начнет успокаиваться… Что касается владельцев российских отелей, то, конечно, кое-кто решит на этом «погреть руки», — предполагает генеральный директор сети туристических компаний «Розовый слон» А.М. Мкртчян. — У нас, как только что-то происходит, сразу появляются желающие нажиться! Но массовый сезон на отечественных курортах начинается с июня, поэтому все будут осматриваться, оценивать ситуацию. Думаю, что большинство все-таки предпочтет синицу в руках, чем журавля в небе. Экономическая обстановка в стране не лучшая, утолять аппетиты отельеров никто не собирается. Поэтому глупые цену поднимут, а умные будут выжидать. Но если ситуация не изменится в лучшую сторону, то подъем цен может стать массовым…
Генеральный директор компании «Рейна-Тур НТВ» Т.В. Нечепаева тоже полагает, что сейчас у нас не та ситуация, чтобы задирать цены. Прогнозы отрасли очень осторожные. Ведь спад идет даже по ростовским отелям: крупные компании стараются ограничить перемещения сотрудников по стране. Внутренний туризм тоже упал, так что взвинчивать цены на лето не совсем разумно.
Но в любом случае более-менее ясная картина начнет складываться только через месяц.
Ждем! Ничего другого в этой ситуации просто не остается…
Вечерний Ростов, опубликовано 21 марта 2020
Фото postnews.by