Футболист Егия Явруян, играющий за команду «Славяне» (Сальский район), мало знаком широкому кругу любителей спорта Ростовской области.
Хотя, по совокупности заслуг, из тех, кто в прошедшем сезоне 2013 года выступал в областном чемпионате, сравнить с нападающим можно, пожалуй, лишь Михаила Осинова, бывшего капитана Ростова.
Он — воспитанник ростовского футбола, профессиональную карьеру провел за границей России. По мнению тренеров команд Явруян в 2013 году является лучшим футболистом чемпионата.
Форвард в интервью корр. журнала Футбол-на-Дону рассказал свою историю
— Егия, ты уже в третий раз стал чемпионом области.
— Да, впервые это случилось в далеком 1998 году. Шестнадцатилетним мальчишкой играл за ростовскую «Фортуну», которую тренировал Александр Воробьев. Мало кого помню из того состава. Только Марата Минибаева и Толика Богателло. В 2012 году стал чемпионом уже в составе «Донгаздобычи».
— Тренеры команд высшей лиги избрали тебя не только лучшим нападающим, но и самым ценным игроком. Не удивлен?
— Немного неожиданно, но — очень приятно!
— Предыдущий вопрос не случаен. Говорят, ты не тренируешься, и приезжаешь только на игры…
— Если тренироваться, то профессионально. Находясь в профессиональном клубе, футболу всего себя нужно посвящать — с утра до вечера.
А я, все-таки, играю в настоящий момент на любительском уровне. Есть основная работа – тренирую команду колхоза имени Шаумяна. Для меня — это большая честь.
Времени свободного немного. Кроме того, три-четыре раза в неделю играю в различных любительских соревнованиях, поэтому, тренировочный процесс в таких условиях попросту не возможен, да и не нужен. Но, в любом случае, себя, обязательно, нужно держать в тонусе. Я, например, регулярно бегаю.
— В сезоне 2013 ты забил двадцать три гола – это второй показатель в чемпионате. Находясь в боевой форме, смог бы составить конкуренцию Ледневу в споре за звание лучшего бомбардира?
— Не всегда хватало концентрации, очень много не реализовал моментов. Но на таких плохих полях — это не удивительно. Я немало поиграл за границей, и там даже на любительском уровне газоны идеального качества. Это натуральные газоны.
В Израиле круглый год солнечная погода. У нас же сейчас, в основном, стелют искусственные покрытия. К ним не всегда успеваешь приспособиться: отскок, торможение, скольжение мяча – все другое. Работают совсем другие мышцы. Молодым ребятам, конечно, легче, они — легонькие. Но понемногу привыкаю.
— Кто-то из мастеров высокого класса оказал влияние на твою игру?
— В России любил смотреть на игру Ильи Цымбаларя, а из мировых звезд наслаждался игрой Зидана. Сегодня восхищаюсь Пирло, люблю футболистов, которые думают на поле. Тех, которые одним касанием могут решить судьбу матча, вывести нападающего один на один, как, например, Димка Болдырев из «Донгаздобычи» (улыбается).
— Егия, ты в минувшем сезоне забил больше всех победных голов – девять.
— В первую очередь хотелось бы поблагодарить партнеров, которые доставляют мячи. Футбол – командная игра.
— Кстати, твои партнеры малоизвестны болельщикам. Кто из них внес наибольший вклад в чемпионский успех?
— Я бы всю команду отметил. Все выкладывались по максимуму. У нас есть очень сильные защитники — Ахмед Магомедов, Артем Орехов, которые могли бы запросто выступать за профессиональную команду.
Великолепные футболисты Гога Бераиа и Алексей Калашник, наши центральные полузащитники. Ираклий Бераиа, Кирилл Кольченко, Петр Ситников — это костяк команды, но перечислять можно все фамилии.
Футболист Егия Явруян — биография
— Как начиналась твоя футбольная биография?
— Первые шаги делал в школе «Ростсельмаша» под руководством легендарного Бурова Валерия Васильевича, который очень многое мне дал, как футболисту. Помню, как заняли первое место на престижном турнире в Санкт-Петербурге, а я получил приз, как лучший полузащитник.
Да, я всегда говорю: я – не нападающий. Тогда меня заметил тренер юношеской сборной России Леонид Пахомов и в тринадцать лет пригласил на сборы. Со многими ребятами из того состава до сих пор общаемся. С Олегом Кузьменко, Русланом Пименовым, Вениамином Мандрыкиным, Дмитрием Смирновым.
После школы «Ростсельмаша» попал в ростовский интернат в группу к Егорову Валентину Гавриловичу и Нечепуренко Владимиру Даниловичу. Два великолепных тренера. Царствие им небесное. В пятнадцать лет просматривался в дубле «Ростсельмаша» и, не буду лукавить, — мой уровень был выше. Поехали на какой-то турнир, и я там стал лучшим бомбардиром.
И когда мой отец подошел к главному тренеру «Ростсельмаша» Сергею Андрееву и прямо спросил: «Берешь ты его в главную команду, или нет?» — то в ответ услышал: «Только через дубль». Тогда через Сашу Бецу и его знаменитого отца Йожефа Йожефовича мы стали искать варианты за рубежом.
В итоге, трудоустроиться мне помог замечательный игрок киевского «Динамо» Василий Рац. Восемь лет я провел в Венгрии, после чего меня перекупили израильтяне.
— В твоем активе победный гол в финальном матче розыгрыша Кубка Израиля в 2006 году!
— Да, тогда победу праздновал мой «Хапоэль» (Тель-Авив), а мне в самой концовке удалось забить единственный в матче гол, в девятку, голкиперу сборной Нигерии Эньеаме, которого Марадона назвал лучшим вратарем мира. Не забуду ту игру, на которой присутствовало около ста тысяч человек!
— В Израиле карьера складывалась, в чем причина возвращения в Россию?
— Когда я выступал за «Бней Иегуда», в розыгрыше кубка УЕФА мы играли с ирландской командой «Шемрок Роверс». Тогда у меня был непростой жизненный период — пережил развод с женой. Так вот, если бы мы прошли ирландцев, то попадали на знаменитый «Ювентус». В Ирландии до девяносто пятой минуты выигрывали, но, не выдержали навала хозяев, и позволили им сравнять счет.
Тем не менее, у всех была уверенность, что на родном стадионе победа от нас никуда не денется, ведь по игре мы выглядели намного сильнее. Не буду лукавить, в ответном матче я не реализовал, наверное, с десяток голевых моментов.
- Не пошла игра — и все! Все штанги обстучал. Такое раз в жизни бывает! А соперник один раз перешел за центр поля — и забил.
Ну, и болельщики на меня сильно разозлились, проклинали просто! В итоге, спустя немного времени, перешел я в другую команду – «Хапоэль» (Ашкелон), но там несколько месяцев не платили зарплату. А президент клуба, который был мне должен большую сумму, — решил смошенничать. Этот человек написал заявление в полицию.
Будто бы Явруян продал игру, в которой решалось: останемся мы в высшей лиге, или — нет! Даже непосвященному человеку понятно: никто нападающего подкупать не будет, или, во всяком случае, в последнюю очередь. Да мы в том матче даже к воротам соперника не подошли!
Как я мог продать игру?! Начались допросы в полиции, я так разозлился, бросил все и уехал играть в Палестину!
Но там меня не поняли, решили, что я – израильский шпион. Опять начались допросы. В общем, подумал я, подумал, и решил, что пора — возвращаться домой.
— Очень интересно.
— Приехал в Россию, и попал в команду «Уфа», которую тренировал Андрей Канчельскис. Уже должен был выходить в чемпионате против Нижнекамска, но тут из РФС пришло сообщение: УЕФА считает, что я не являюсь гражданином России, а являюсь — гражданином Израиля и Армении.
Израильского гражданства у меня нет, хотя, есть армянское. Но я – россиянин. Во втором дивизионе играть мне, в общем, запретили.
— А варианты с первой лигой были?
— Сейчас никуда без агентов. А в России я, вообще, никого не знаю. Хотя, если честно, мечтаю вернуться в профессиональный футбол. Если бы начал тренироваться — запросто мог играть в первой лиге, да и в высшей. Сил еще очень много.
«Футбол-на-Дону», опубликовано 31 марта 2014