Фёдор Афанасьевич Новгородов — человек в ст. Романовской да и во всем районе известный. Кто не видел его с неразлучным баяном на сцене районного Дома культуры?
Музыка — его любовь, призвание и работа с детских лет и до сих пор. Но есть у Федора Афанасьевича ещё одно призвание, и тоже с детства и на всю жизнь.
Он мастер по изготовлению, настройке и ремонту музыкальных народных инструментов. Любовь эта у Федора Афанасьевича наследственная — от дедушки, который обеспечивал свирелями и жалейками всех окрестных пастухов, и от матери — замечательной певуньи.
…Феде шесть лет, он лежит на печи, свесив голову, и наблюдает, как дедушка мастерит жалейку. Рядом посапывают четверо старших братьев, которым и дела нет до музыкальных инструментов.
— Дед закончил работу и начал наигрывать, а мне звук не понравился, — вспоминает Федор Афанасьевич. — О звукоряде я тогда понятия не имел, но сообразил — звуки неправильные.
Сверстники выстругивали из деревяшек винтовки, стреляли в воображаемого врага, а Федя Новгородов — балалайки, натягивая конские волосы вместо струн. Настоящих струн в уральской деревне в конце сороковых было не достать. Федя как завороженный смотрел на ноты, мечтая, что когда-нибудь он сможет понять значение всех этих загадочных знаков.
Вечерами деревенская молодежь гуляла по улицам с гармонями и балалайками, следом — пацаны и девчонки. Федя считал, что гармонисты — самые счастливые люди. Инструмент был голубой мечтой. И когда старший брат Василий купил себе баян, Федя смотрел на него, как на чудо.
По вечерам к брату приходили друзья и учили его играть. Федя мог часами смотреть и слушать. Но Василию наука не давалась и быстро надоела. Парни уходили, и тогда Федя брал в руки баян и начинал играть мелодии, которые не мог освоить брат.
Первое произведение, которое выучил, была песня «Когда б имел златые горы». Но тайну долго сохранить не удалось. Брат все узнал, строго предупредил: «Смотри, не сломай», но играть разрешил. Предупреждение было излишним, баян казался Феде самым ценным, что есть на свете.
В 10 лет Федю и его брата приглашали на свадьбы и вечеринки. Так они и шли по улице — Василий нес баян, рядом бежал баянист.
— Гармонист — всегда первый парень на деревне, — вспоминает Федор Афанасьевич. — Лучшая девчонка — его.
Парни кулаками возьмутся махать, девчата гармониста окружат и не выпускают — берегут, хотя в любой драке никто и никогда гармониста не ударит. В 16 лет меня отправили учиться на трехмесячные курсы сельских баянистов.
Я считал, что большего счастья быть не может. Наконец-то я смог выучить ноты, понял, что такое звукоряд и как добиться правильного звучания инструмента.
Срочную служил в Германии, в армейском ансамбле песни и пляски, четыре года. Отслужил, вернулся домой, закончил культпросветучилище в Свердловске.
В 25 лет получил паспорт, и потянуло в дальние края. Решили с другом махнуть на Дон, на стройку города Волгодонска. Приехали мы утром, а в обед я уже работал в Доме культуры ст. Романовской…
Немолодого, аккуратно одетого мужчину часто можно увидеть на свалке. Он собирает рога быков. «Зачем?» — удивляются и смотрят как на чудака. «Своих нет, так бычьи собираю», — шутит Новгородов.
- Невдомек встречным, что это мастер народных инструментов, а рога ему нужны для изготовления жалеек.
По собранным рогам Федор Афанасьевич ударяет палкой. Работа ювелирная, нужно ударить так, чтоб рог не треснул, но и достаточно сильно, чтоб из него вылетела сердцевина.
Потом рога в течение 2-3 часов кипятятся, затем шлифуются до зеркального блеска. Это уже заготовка к жалейке.
— Чистота звука зависит и от высоты рога и от толщины его стенки, поэтому подходят лишь рога годовалых бычков, — объясняет Ф.А. Новгородов.
— На свирели только рога бычков годятся?
— Исключительно. У коровы рога цельные — сердцевина не выбивается. Сейчас используют и пластмассу, но звучание не то, — говорит мастер. — И древесина на трость (деталь жалейки) идет не всякая.
Бамбук — хорошо, но калина, особенно уральская, лучше. Когда я возвращаюсь из отпуска, везу полный рюкзак палочек. Из десяти заготовок в дело идут лишь две. У остальных то толщина не подходит, то звук не тот. Или при сверлении дырок ошибешься на миллиметр и всё — брак.
Сколько всего хлопушек, трещоток, жалеек, свирелей сделал Новгородов, он и сам не помнит.
Музыкальные инструменты, сделанные руками романовского мастера, разошлись по всей стране. На них играют музыканты ансамбля «Донцы». А баяны и гармони после ремонта возвращаются к хозяевам и звучат чище, чем прежде.
Романовский вестник