Трудно поверить в то, что Дмитрию Кириченко стукнул «сороковник». Вроде, прекрасный возраст для мужчины, самый расцвет (хоть согласно каким-то предубеждениям этот юбилей и не принято праздновать), а все равно не верится. Видимо, потому, что он из тех людей, над кем возраст не властен.
Мы знакомы почти двадцать лет. Помню, будто это было вчера, как в начале 1998 года 21-летний Дима впервые появился на базе «Ростсельмаша», в который перешел из таганрогского «Торпедо», где прослыл результативным снайпером.
Из офиса клуба, который тогда располагался в туристско-альпинистском центре «Планета» в парке Островского, на базу его привел генеральный директор Василий Мазнев. Футболисты и тренеры еще гуляли отпуск, так что внутри, кроме дежурных, никого не было. Я же, тогда занимавший пост пресс-атташе «Ростсельмаша» и заглянувший на базу по каким-то служебным делам, в одиночестве стоял на крылечке.
«Это Дима Кириченко, наш новый футболист, — представил Мазнев. — Отведи его в «Шахматное», скажи там, чтобы покормили парня».
Распоряжение шефа было тотчас выполнено. В том располагавшемся в ста метрах от базы кафе тогда столовалась команда, и его сотрудницы, прекрасно относившиеся к футболистам, очень радушно встретили новичка, сразу дав ему понять, что уж с чем, а с питанием у него проблем точно не будет. Новичок держался очень скромно, даже, можно сказать, стеснительно. Что контрастировало на фоне некоторых других игроков, приходивших в команду и, несмотря на молодой возраст, сразу принимавшихся вести себя достаточно вольно.
Уроженца Таганрога в команде ждали. Поскольку знали, что в течение всего сезона тогдашний главный тренер «Ростсельмаша» Сергей Андреев лично ездил на родину Чехова присматриваться к потенциальному новобранцу и что им интересовался не только наш клуб, но и несколько московских, в частности «Спартак». Потом Андреев рассказывал, что опередил «красно-белых» на несколько минут:
— Восемь раз я мотался на игры таганрогского «Торпедо», следил за игрой футболиста. Наконец, когда совместно с руководством было принято решение брать его в «Ростсельмаш», мы сделали ему предложение, получили согласие и пожали друг другу руки.
А выходя с нашей итоговой встречи, завершившейся договоренностью о подписании контракта, я увидел, как рядом припарковалась машина, из которой вышел вице-президент «Спартака» Есауленко. Позже я узнал, что Кириченко категорически отказал московскому визитеру по той причине, что он уже дал слово мне, и переубедить его было невозможно. Тогда я получил первое свидетельство его порядочности.
«Ростсельмаш» стал для Кириченко, уроженца миниатюрного Новоалександровска, что в Ставропольском крае, альма-матер в большом футболе. Возможно, не случись тогда в его жизни переезда в Ростов, не было бы потом ни двух званий лучшего бомбардира чемпионата страны, ни выступлений за сборную.
- На чемпионате Европы-2004, где он забил самый быстрый гол в истории этого турнира.
А позже — титулов двукратного чемпиона России. Он очень своевременно оказался в донской команде, где получил абсолютное тренерское доверие со стороны Андреева, где из юного дарования превратился в мастера, и эти составляющие сыграли в его дальнейшей футбольной биографии большую роль.
Кириченко достаточно быстро стал одной из ключевых фигур команды, «мистером гол», которого соперники всерьез боялись, зачастую тщетно ища способы найти на ростовского форварда управу.
Его умением ловко ориентироваться в штрафной соперника, найти абсолютно голевую точку в том месте, где мяч, вроде бы, не может оказаться по определению, а он — оказывается, сотворить гол из неказистого, казалось бы, моментишки болельщики не переставали восхищаться — и в «Ростсельмаше», и в ЦСКА, и в «Москве», и в «Сатурне».
— Из второй лиги шагнуть сразу в высшую — для любого игрока испытание, а Димка тогда был молоденький совсем, — вспоминает Сергей Андреев. — Но он так усердно трудился на сборах, на тренировках впитывал все как губка, что, когда начался чемпионат, он уже практически был готов выступать на высоком уровне. Так, постепенно, постепенно, и заиграл, и забивать начал.
Вообще, сначала-то он не особо голами баловал, пять в первом сезоне, шесть — во втором. Зато позже раздухарился, когда уже окончательно сформировался как игрок высшей лиги и закалился, в том числе рядом с искушенными партнерами, такими, например, как Юрий Матвеев.
У него получилась по-настоящему большая карьера. В которой было почти все, о чем мечтает каждый паренек, начинающий серьезно заниматься футболом. И он это заслужил — своей преданностью игре, стремлением постоянно развивать, а не только эксплуатировать щедро выданный природой талант, умением никогда не изменять себе.
В новой футбольной роли — тренерской — тоже себя нашел. Хотя, признаться, был вопрос: а хватит ли у него, человека по натуре достаточно мягкого, неконфликтного, силы характера для того, чтобы освоиться и добиться признания в непростой профессии?
Все сомнения оказались развеяны, когда Дмитрий, завершив карьеру, ступил на тренерский путь, по которому его повели сначала Миодраг Божович, а затем Курбан Бердыев.
Что касается черт характера, якобы способных ему помешать, то все стало ясно после одной истории. Во время тренировки «Ростова» группа футболистов, к которым примкнул помощник главного тренера Кириченко, играла в «квадрат».
Обычное, вроде, занятие, ничего сверхъестественного. И тут Дмитрий Кириченко заметил, что один из игроков, опытный человек, откровенно халтурит, ну просто демонстративно валяет дурака в присутствии партнеров. Сделал ему одно замечание, второе. Без толку. А на третий раз, отбросив всю дипломатию, так жестко поставил «мастера» на место, что того как бабушка отшептала: прежние леность и пижонство тотчас словно рукой сняло.
И стало ясно: он — тренер, который может принимать решения и совершать поступки, благодаря чему подопечные проникаются к нему уважением, готовы его слушать и выполнять его требования. Ни о какой мягкотелости и нерешительности здесь не может быть и речи.
Вовсе не случайно Бердыев, засобиравшись в августе прошлого года уходить из «Ростова», порекомендовал руководству в качестве своего преемника именно Кириченко.
Значит, увидел в нем профессиональные качества, благодаря которым не страшно доверить команду этому молодому специалисту. И сегодня, при новом штатном расписании тренерского штаба, именно Дмитрий руководит «Ростовом» во время матчей со скамейки. И у него это прекрасно получается.
Сам же он не устает подчеркивать, что учится на каждой тренировке у такого мэтра, как Бердыев. Точно так же, как когда-то, будучи футболистом, внимал урокам Сергея Андреева и Валерия Газзаева, Георгия Ярцева и Миодрага Божовича, Леонида Слуцкого и Гаджи Гаджиева.
Говорят, что хороший человек — не профессия. Так вот, Кириченко удается уникальным образом соединить в себе и прекрасные человеческие качества, и высочайший профессионализм.
А в том, что, повесив бутсы на гвоздь, он открыл для себя дверь в иную футбольную сферу, есть абсолютная справедливость. И на этом поприще у него еще все впереди. Ведь, как утверждали герои известного советского фильма, в 40 лет жизнь только начинается. Хотя в то, что Дмитрий разменял пятый десяток, ну совершенно не верится…
Виктор Шпитальник, Футбольный курьер 20 января 2017
На фото газеты Футбольный курьер: Дмитрий Кириченко на тренерской скамейке ФК Ростов