Леонид Ковалев снова трудится в «Ростове». Поработав в разное время на должностях начальника команды и генерального директора клуба, теперь Леонид Федорович возглавляет футбольную школу молодежи. С ним побеседовал корреспондент «ФК».
— Леонид Федорович, вы вновь в «Ростове»? Каковы ваши ощущения?
— Ощущения приятные. Вернулся в хорошо знакомый, родной коллектив. Так что времени на адаптацию не требуется. Правда, в нынешней должности у меня несколько иное направление работы. Директор футбольной школы – это, скажем так, организатор и реализатор программ развития детско-юношеского футбола в клубе.
Сейчас провожу собеседования с тренерами, после чего мы вместе подкорректируем программу развития школы и постараемся консолидировать усилия, чтобы наша работа в полной мере соответствовала миссии воспитания подрастающего поколения футболистов. Это непростое занятие. Но жизненно необходимое.
Сейчас в школе занимаются футболисты с 1993 по 2003 год рождения. Их разделяют 10 лет. Нужно понимать, на каком возрастном этапе какой объем знаний, навыков, представлений о футболе следует давать ребятам, как закрепляются эти знания при переходе на следующую возрастную ступеньку, наконец, каким объемом футбольных двигательных навыков, технических, тактических, волевых качеств должны обладать наши выпускники. Но самое главное, чтобы в концепции школы и концепции тренеров не было разночтений и работа не шла вразнобой.
Задача заключается не только в том, чтобы предоставить ребенку радость от занятий спортом, но и в достижении по-хорошему корыстной цели -воспитать конкурентоспособных, сильных игроков, которые могли бы занять свою нишу в профессиональном футболе. Поэтому если мы видим, что у того или иного мальчишки вряд ли что-либо получится на профессиональном уровне, то обязаны делать соответствующие выводы и рекомендовать таким ребятам перейти в другую школу.
Мы передаем их в ДЮСШ-8 и другие клубы. Так что тут никаких разочарований и обид быть не может.
Качественный игрок появляется тогда, когда есть мощная конкурентная среда, соревновательная практика, когда есть большое количество индивидуально сильных ребят. В результате здорового состязания со сверстниками ребенок поднимается на ступеньку выше, потом еще на одну и так далее. К чему я веду? Сейчас в Ростовской области и в Ростове конкурентных по всем параметрам футбольной подготовки детско-юношеских клубов — 4-5, а хочется, чтобы их было 8-10.
Мы решили ходатайствовать перед административными структурами — министерством спорта и министерством образования области — о возможности внедрить уроки футбола в учебный процесс общеобразовательных школ. Это должно быть, образно говоря, первоначальное сито, через которое пройдет большое количество детей для того, чтобы профессиональные тренеры из них отбирали наиболее способных. Научить играть в футбол можно всех, но возникает вопрос: для каких целей?
Если для здоровья — это одно, если поиграть с друзьями на досуге, приятно провести время — другое. У футбольной школы «Ростов» иные задачи, нам нужно готовить профессионалов, поэтому у нас есть особенности с дифференцированным подходом к самим детям, к построению учебно-воспитательного процесса.
«Футбольный курьер» от 10 мая 2011 / «Футбол ЮФО-СКФО»