Ростовская городская научно-практическая конференция «Факторы повышения эффективности в детско-юношеском футболе» 26 ноября 2011 года
Тренер как субъект взаимоотношений находится в эпицентре общения в связях: тренер – руководство, тренер – родители, тренер — воспитанники. И все хотят результата.
Но у всех разные представления о том, что именно из себя должен представлять данный результат, то есть его содержательное наполнение. Несовпадение по этим позициям на всех уровнях общения приводит к формированию конфликта.
Конфликт, как и любую болезнь, лучше всего предотвратить. Профилактика – лучшее лечение. Для того, чтобы что-либо предотвратить необходимо знать причины возникновения. Основные причины возникновения конфликта в данной ситуации следующие.
1. Различие в представлениях относительно ожидаемого результата. В этом случае необходимо прояснить позиции всех сторон и привести к общему знаменателю. Однако это должно происходить поэтапно.
2. Нечеткое распределение обязанностей: кто и за что отвечает и что ему за это будет как хорошее, так и плохое. Например: при беседе с родителями необходимо четко разграничить сферу своей ответственности от родительской, поскольку у многих родителей существуют паразитические установки («мы к вам привели, а вы делайте…»).
В данной ситуации тренер отвечает за качество тренировки, родители – за посещение, форму, соблюдение режима. Также обязательно прорисовать последствия не соблюдения установленных условий. Например, для руководства: вы – за качество тренировки исходя из созданных условий для ведения тренировок (оборудование зала, площадки и т.п.)
3. Соблюдение установленных условий взаимодействия. Например, если родители, воспитанник или руководитель не выполняют свои обязанности, то они не вправе требовать ожидаемого ими результата.
4. Внутриличностные конфликты которые, отражаясь на уровне поведения в повышенном уровне агрессивности, невыдержанности, тревожности, приводят к обострению отношений на всех уровнях (межличностный, межгрупповой, индивид – группа) и во всех сферах (деловой, семейной, дружеской).
То есть, эффективность тренерской деятельности определяется во многом психологическим благополучием самого тренера.
Жаль что на современном этапе не происходит отбора на психологическую профпригодность в тренерской деятельности, поскольку психически неуравновешенные тренеры с извращенными мировоззренческими установками не только не могут воспитать спортсмена, но оказывают пагубное воздействие на психику своих воспитанников.
При возникновении конфликта, чем ранее он будет разрешен, тем более благоприятным будет исход для всех сторон конфликта.
К наиболее распространенным способам решения конфликта относятся сглаживание, заострение, компромисс, кооперация.
При этом, одним из наиболее продуктивных является заострение конфликта, поскольку тогда происходит немедленное его решение в то время как при сглаживании конфликт переходит в латентную форму, что ведет к его усугублению и «возврату» ситуации, но на более катастрофичном уровне.
Если же рассматривать пару компромисс/кооперация, то эффективнее, безусловно, кооперация, поскольку предполагает выход из конфликта с «плюсами» для каждой из сторон (компромиссное решение – «минусы»). Существует еще один способ решения конфликта – силовое.
Но к нему следует прибегать в крайних случаях и только тогда, когда достижение кооперации невозможно по каким-либо объективным причинам, поскольку решая конфликт силой вы приобретает врагов, при кооперации или компромиссе – друзей.
Однако все выше сказанное скорее относится к общению тренера в связке тренер-родитель и тренер-руководство.
Что касается общения в диаде тренер-воспитанник, то здесь следует помнить, прежде всего, что дети, подростки впитывают новую информацию последовательно, по мере того, как происходит накапливание опыта, на основе которого он формирует свою систему взглядов и верований.
И тренер, непосредственно влияет на то, как воспитанник будет понимать мир. Слишком много похвалы может сделать его высокомерным и нахальным; мало похвалы приводит к возникновению уверенности в себе.
Как же строить верную линию общения?
Прежде всего, исходя из тезиса, что Спорт — это одна из параллеллелей жизни, в которой нам ежедневно приходится соревноваться: жизнь полна соревновательных ситуаций. Поэтому важно воспитывать у игрока вкус к соревнованиям.
Однако, помня о том, что выступления на соревнованиях всегда дают повод для оценок, как позитивных, так и негативных.
Критериями качества здесь будут: — достижение целей, поставленных игроком вместе с тренером и родителями, — постановка и выполнение технических задач, — постановка и выполнение соревновательных задач, — сравнение своих достижений по сравнению достижениями «себя вчерашним» и никогда с достижениями других.
Кстати, это одна из наиболее частых ошибок: сравнения себя с другими, поскольку точка опоры, отсчета, всегда внутри человека.
Часто тренеры поощряют самоуверенный тип поведения спортсменов смешивая понятия «самоуверенность», близкое в своем значению к «нахальный», с «уверенность».
Кроме того, что это ведет к некой семантической путанице, это формирует заблуждений, что существует некая модель поведения идеального спортсмена, в то время, как наибольшую результативность приносит развитие индивидуальных качеств и способностей.
В конце ХХ века на западе проводилось исследование на выявление качеств личности способствующих результативности. Были получены следующие результаты.
1). Гипотеза не подтвердилась: индекс успешности у общительных был не выше, чем у застенчивых и замкнутых в период юности. Из этого был сделан вывод, что естественное дружелюбие является одним из отличительных признаков юности, который может и не проявиться в период зрелости.
2). Были выделены черты, присутствие которых в структуре личности предсказывало будущий успех: практичность, организованность, цельность личности. Следует отметить, что данные свойства традиционно не связываются с юношеским периодом.
3). Наличие в поведении защитного механизма – сублимации, при котором человека направляет беспокоящую его энергию и неприемлемые импульсы на социально приемлемые цели – является ключевым для достижения успеха во взрослом периоде и его необходимо рассматривать не как патологический процесс, а как адаптивную реакцию на проблемы и кризисы, возникающие в процессе жизни.
Согласно Вайлленту данный защитный механизм выполняет пять важных функций во взрослой жизни:
1, позволяет удерживать эмоции в допустимых пределах в периоды эмоционального напряжения, например, горя (смерть близкого);
2, поддерживает постоянство, направляя биологические влечения в социально приемлемое русло;
3, позволяет вносить необходимые коррективы в Я-образ в результате знаковых, как положительных, так и отрицательных событий;
4, способствует решению конфликтов в ближайшем окружении;
5, обеспечивает рационализацию глубоких конфликтов с совестью, например, убийство человека в результате самообороны или во время военных действий. Все иные защитные механизмы, включая вытеснение и проекцию на другого человека, способствуют не только сохранению, но и укреплению Я в неблагоприятной ситуации.
4). Были выявлены факторы, способствующие установлению зрелой защиты. Во-первых, было установлено, что беспечность, счастливое детство и интеллект не гарантируют зрелой адаптации.
По мысли Вайллента (Vaillant, 1977) здесь оказывают влияние две силы:
1, органического происхождения – мозг человека развивается структурно и функционально до пятидесяти лет, поэтому и успехи и неудачи во взрослом периоде жизни можно объяснить его особенностями;
2, из окружающей среды – возникновение возможностей в процессе жизни у индивидуума устанавливать близкие отношения и с более влиятельными, и с более зависимыми, чем он людьми — добившиеся большего успеха усвоили продуктивные поведенческие модели для подражания в результате чего они сумели обрести наставников, а впоследствии сами стали защитниками и покровителями для своих учеников и детей.
(P.S.В последнее пятнадцатилетие психогенетики обнаружили три весьма неожиданных явления:
1, у детей, растущих в одной среде, среда формирует скорее различия, чем сходства;
2, многие психологические инструменты (опросники, данные, полученные методом наблюдения и т.п.) используемые для характеристик среды, показывают неожиданно высокий уровень генетического контроля,
3, при разложении фенотипической дисперсии подавляющего большинства психологических признаков, изучаемых психогенетикой, роль общесемейной среды оказывается незначительной.
Все это дает возможность сформулировать гипотезу о том, что люди создают или находят определенные средовые условия, соответствующие их генотипам, а не являются пассивными «жертвами» своих генов или «доставшейся» им среды.
Иными словами, индивидуальный генотип оказывается «конструктором» индивидуальной среды).
Кроме того, для обеспечения результативности в спорте необходимо формировать у воспитанников е мотивацию достижения. Для этого необходимо соблюдать ряд психолого-педагогических условий.
«Психолого-педагогические условия становления психически здоровой личности»
Психолого-педагогические условия | Характеристика и обоснование значимости | |
1 | Наличие положительного эмоционального фона |
Развитие ребенка в среде исполненной радости, формирует радостное восприятие жизни, способность быть и осознавать себя счастливым. |
2 | Личность значимого взрослого | Биофильная ориентация (Э.Фромм) у взрослых, окружающих ребенка, способствует формированию и у него ориентации на жизнь. «Лучшее, что могут сделать родители для своих детей – быть счастливыми». |
3 | Предъявление требований к воспитаннику с учетом возрастных и индивидуальных особенностей |
Несоответствующие возрастным и индивидуальным/
особенностям требования значимых взрослых «погружают» |
4 | Равномерное чередование психофизического напряжения с расслаблением |
Ситуации «напряжения» побуждают к преодолению, действию, формируя активную жизненную позицию, веру в собственные силы, накоплению успешных стратегий взаимодействия с внешней средой. Ситуации «расслабления» создают возможности для отдыха, анализа достижений, постановки новых целей. |
5 | Строго продуманная и соблюдаемая система поощрений и наказаний |
Прогнозируемость ситуации – отсутствие почвы для возникновения неврозов. Кроме того, соблюдение воспитателями системы наказаний формирует у воспитанника адаптивные формы поведения, а поощрений — мотивацию достижения. |
Литература:
Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека/ Под ред. И.В.Равич-Щербо. – М., 1988.
Колесникова Г.И. Психодиагностика личности от А до Я. Феникс, Ростов-н/Д, 2009, 314 с.P.S. Для формирования психически здоровой личности необходим опыт индивидуальных побед, как над ситуациями, так и над самим собой.
И главное, в любой ситуации помнить, что «цель человеческой не спасение и существование, как это думает толпа, а достижение совершенства и пребывание в нём»
Полезная литература:
ФУТБОЛ — типовая учебно-тренировочная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. / Москва 2011 год.
Рекомендовано к изданию техническим комитетом РФС
Размер файла: 1.19 Мб (в PDF). Чтобы скачать файл, скопируйте ее в адресную строку браузера http://narod.ru/disk/33872908001/football_school_program.pdf.html
Другие доклады конференции:
- «Критерии оценки уровня деятельности тренеров детско-юношеских команд ФШМ «Ростов» (Л. Ковалев, директор ФШМ «Ростов», кандидат педагогических наук).
- «Программирование подготовки в детско-юношеских командах ФШМ «Ростов» (Ю. Лыков, руководитель программ развития молодежного футбола ФК «Ростов»).
- «Из опыта формирования личной методики тренера» (А. Тумасян, начальник селекционного отдела ФК «Ростов», заслуженный тренер России).
- «Опыт формирования модельных игровых характеристик юных футболистов (12, 15, 18 лет) в ФШМ «Ростов» (А. Тихонов, заместитель директора ФШМ «Ростов»).
- «Опыт разработки требований к воспитанникам детско-юношеских команд по игровым амплуа (вратарь, защитник, полузащитник, нападающий) в ФШМ «Ростов» (А. Черенков, тренер ФШМ «Ростов»).