Российские киберспортсмены в 2021 году выиграли самые престижные мировые соревнования. В ноябре команда из России NaVi выиграла очередной ТОП кибертурнир в Стокгольме PGL Major Stockholm 2021 по игре Counter-Strike: Global Offensive (CS:GO). Ребята заработали миллион долларов.
На этом фоне можно ожидать очередной всплеск интереса к игровой индустрии со стороны государства.
Footballufo.ruпубликует статью газеты Элистинский курьер, в которой автор размышляет, что последует со стороны государства, после ярких побед российских киберспортсменов.
Киберспорт в России
Это вторая громкая победа за последнее время. Месяц назад игроки российской киберспортивной команды Team Spirit победили на чемпионате мира по игре Dota 2 — The International (TI). Соревнования проходили на Национальном стадионе в Бухаресте. В гранд-финале россияне со счётом 3:2 обыграли китайскую команду PSG LGD.
Россияне сотворили настоящую сенсацию на крупнейшем киберспортивном турнире мира. Помимо славы и огромного внимания Team Spirit взяла также очень серьёзный приз в 18,2 млн. долларов США.
Но вот, что особенно подогревало интерес той части общественности, кто интересуется киберспортом – эта команда, по сути, сформировала нынешний состав меньше года назад, раньше она никогда особо не блистала на международных турнирах, да и вообще среди игроков, младшему из которых 18 лет, а старшему 23, всего один обладал опытом участия в TI, а остальных до присоединения к Team Spirit можно было назвать любителями.
Ситуативный интерес к киберспортсменам возрос настолько, что команду поздравил с победой даже Владимир Путин.
Увлечение подростков компьютерными играми: хорошо или плохо?
Киберспорт вошёл в нашу жизнь уже довольно давно, но кажется, что на фоне пандемии и ограничений, связанных с необходимостью соблюдать социальную дистанцию, виртуальная часть жизни общества получила мощный импульс.
Ну и киберспорту карантин явно не помеха, а даже на руку. Да, обычно на крупных международных соревнованиях игроки находятся в одном помещении, в зале присутствуют болельщики. То, что происходит на мониторах, транслируется на большой экран.
Но, строго говоря, участники вполне могу оставаться в своих комнатах. Всё, что нужно, — компьютер и хороший интернет.
Государство, в лице отдельных говорливых чинуш, часто возлагает на компьютерные игры вину за провалы воспитательной работы среди подрастающего поколения.
Молодёжная политика в нашей стране, действительно, нуждается в серьёзной реформе.
Но проблемы в этой сфере связаны не с повальным увлечением компьютерными играми. Тут скорее дело в том, что нет у нас настоящей непротиворечивой и стройной системы воспитания молодого поколения граждан.
Если молодой человек увлечётся играми – то это, надо признать, не самый худший вариант. К тому же, сегодня компьютер буквально у каждого в кармане, доступность такого вида хобби куда выше любых дополнительных внешкольных занятий. Ведь за то, что раньше входило в бесплатное социальное обеспечение наших молодых сограждан, в нынешней России надо платить порой серьёзные деньги.
В школе использовать киберспорт
- И всё же обычному человеку довольно трудно принять мнение, что «игрушки» могут считаться профессиональным спортом.
Стоит признать, что критика со стороны старшего поколения имеет под собой серьёзные основания – спорт, в том числе, призван развивать коммуникативные навыки, помогать в социализации человека.
С компьютерными играми не всё так просто – контакт между игроками, как правило, сводится к самому минимуму, даже если речь идёт о командных играх. Учитывая, что большинство кибердисцеплин предполагают высокую динамичность игры, то на настоящее общение времени не остаётся.
Тем не менее, эта та часть жизни, с которой приходится мириться, новые технологии уже изменили человеческое общество, бороться с играми бесполезно. Если нет возможности побороть явление – надо его возглавить, считает государство.
И вот, то и дело раздаются предложения в качестве одного из направлений воспитательного процесса в школе использовать киберспорт. Одновременно с этим, каждый раз, когда происходят трагедии в образовательных учреждениях, резонансные эпизоды подростковой жестокости и насилия, одним из первых обвинений в случившемся становятся увлечения школьников играми.
Кибердисциплины – это спорт или развлечение
Отличия кибердисцеплин от традиционных видов спорта очевидны. Но зарабатывать на них пытаются аналогичным способом.
А когда дело касается государства, то не стоит сбрасывать со счетов и такое неотъемлемое явление, как коррупция. Самым ярким примером можно назвать то, как два года назад за государственный счёт провели FIFA Moscow Cyber CUP (соревнования по игре в симулятор футбола).
Тогда, согласно заявкам на сайте госзакупок, мероприятие обошлось бюджету в 34,5 млн. рублей.
При этом на трибунах было всего около полутора десятка зрителей, а за онлайн трансляциями следили в среднем 86 человек. За пару месяцев до начала турнира организаторы отправили ряду зарубежных киберспортсменов приглашения, но за неделю до начала отозвали их.
Игрокам сообщили, что они могут приехать в качестве гостей, но сыграть на турнире не смогут, зарубежные гости от такого формата отказались. Всё это вылилось в громкий скандал и подрыв репутации, как самой ответственной за проведение мероприятия дирекции спортивных и зрелищных
мероприятий Москвы, так и российского киберспорта в целом.
При этом очевидно, что люди в игры не перестанут играть, наверное, ни при каких условиях.
Именно поэтому на киберспорт нужно обращать внимание прежде всего как на социальный феномен.
Впрочем, экономическую составляющую также не стоит сбрасывать со счетов.
Конечно, огромный интерес со стороны СМИ и общества привлекают такие события, как победа российских команд на международных турнирах.
Но по сравнению с объёмом финансов в игровой индустрии, миллионные призовые заработки профессиональных киберспортсменов уже не кажутся чем-то существенным.
Гейминг как явление, многократно шире и значимей профессионального киберспорта.
Геймеры: какие они
Средний возраст геймера — 34 года. В России, по оценке «Яндекса», он немного превышает общемировой и составляет 36 лет.
25% отечественных игроков работают в офисе, каждый десятый занят в сфере менеджмента. Примерно треть игроков были бы не против стать профессионалом.
Но вот беда – средний возраст кибератлета варьируется от 17 лет до 24.
- Век профессиональных атлетов в традиционных видах спорта весьма краток, но, получается, что карьера кибератлетов длится и того меньше.
Но вернёмся к объёмам денег в данной сфере. Сегодня локомотив игровой индустрии – мобильный гейминг. Если добавить к расходам граждан на игры покупку мобильных устройств, то выяснится, что эти затраты сопоставимы с расходами на основные продукты питания.
Так, в допандемийный 2019 год затраты россиян на мобильные игры составили совокупно 430 млрд. руб.
Известно, что только за апрель 2020 года интерес наших сограждан к видеоиграм вырос на 33%, а к середине прошлого года прирост был уже на уровне 70%.
Сфера многие годы развивалась стихийно, тем не менее, на любую активно растущую индустрию государство просто вынуждено обращать самое пристальное внимание.
Кстати, в 2016 году киберспорт включили в реестр официальных видов спорта Российской Федерации. Так что да, «игрушки» юридически признаны спортивными дисциплинами, и в такой реальности нам предстоит жить.
Элистинский курьер, 20 ноября 2021
А вы согласны с автором статьи? Оставляйте свое мнение в комментариях!