На протяжении всего выступления сборной России на этом чемпионате мира-2018 мы убеждались в том, что чудеса случаются.
Сначала — после стартового разгрома Саудовской Аравии, хоть при этом и кивали на то, что соперник как-то уж слишком слаб, чуть ли не «колхоз», и в следующем матче египтянин Салах нам задаст. Не задал — вторая победа гарантировала нашим выход из группы, о чем до начала мундиаля если и мечталось, то с сильным перевесом в сторону пессимизма.
Потом были три безответно пропущенных мяча от Уругвая, и тут-то показалось, что чудо уменьшилось до размера молекулы и вот-вот вовсе исчезнет. Тем более что в соперники по 1/8 финала команде Станислава Черчесова достались испанцы — куда нам против них. Но чудо вдруг вновь стало большим, и вот уже к одному из российских символов этого ЧМ, «усам надежды», добавился новый — «нога Акинфеева».
И в четвертьфинале с хорватами чудо могло случиться. Оно и случалось по ходу игры несколько раз — когда очередной гол-шедевр забил Черышев и когда Фернандес за пять минут до окончания овертайма перевел дело в серию пенальти. Только вдумайтесь: мы со всеми основаниями надеялись на то, что сказка продлится, до последнего удара в этом поединке, когда Ракитич поставил точку и отправил Хорватию в полуфинал, а российскую сборную, как выразился позже Черчесов, на дембель.
Мало кто в верил в то, что судьба нашей национальной команды на домашнем чемпионате мира сложится так, как она сложилась.
Для этого, чего уж там, были основания, и в том, что негатив по отношению к сборной просто зашкаливал, виновата и она сама, на десять лет, со времен Euro-2008, отучившая нас от хорошего. Это потом, по ходу турнира, в обиход вошел термин «переобуться», то есть изменить свое восприятие команды в противоположную сторону.
Так сделали многие. И стесняться здесь нечего, ведь появился повод для «переобувания», а умение вовремя признать свою неправоту — мощное качество. И дано оно не всем, ведь даже в те моменты, когда вся страна заходилась от восторга и вопила: «Ты просто космос, Стас!», отыскивались и те, кто воспринимал происходящее с сарказмом.
Вот, к примеру, после победы над Испанией по просторам Интернета стала гулять картинка-мем со следующим сюжетом: Игорь Акинфеев тащит телегу, в которой штабелями уложены бревна. Кому-то такое показалось забавным, а по мне — так шутка совершенно омерзительная, от которой за версту тянет не иронией, а неуважением и хамством по отношению к труду футболистов, подаривших стране огромный праздник.
А что — это же не «остроумные» авторы такого и аналогичных «юмористических» картинок выходили на поле и рубились так, что искры летели, втаптывая в газон саудовцев и египтян, перекрывая кислород испанцам и не позволяя разыграться хорватам. Они, насмехаясь, понятия не имеют, чего команде это стоило.
Но хорошо смеется тот, кто смеется последним. И когда сборную России после поражения в четвертьфинале стадион в Сочи проводил громовой овацией, а на следующий день в Москве в фан-зоне на Воробьевых горах 25 тысяч человек устроили команде такой прием, словно она стала чемпионом мира, сомнений в том, кто есть настоящие герои, а кому в своей извечной озлобленности и критиканстве всегда оставаться на задворках истории в роли шутов гороховых, не осталось.
Россия сердечно полюбила эту сборную. Хотя всего лишь меньше месяца назад не ставила на нее ломаного гроша. Что ж, и так случается. В конце концов древний принцип, что от любви до ненависти один шаг и наоборот, актуален всегда.
Сохранить эту любовь — вот наша взаимная с командой задача на будущее. И если удастся, это будет лучшее наследие, которое оставит нам чемпионат мира-2018.
Виктор Шпитальник, Футбольный курьер 10 июля 2018