Летом 2020 года на ростовской набережной финишировал лодочный переход, маршрут которого пролег от плотины Цимлянского водохранилища до Ростова-на-Дону. Расстояние в 370 километров ростовчане Юрий Дегтярев и Игорь Ситников прошли на веслах за шесть дней.
Путешествие увлеченные гребным спортом ростовчане замыслили давно. Юрий Михайлович Дегтярев — руководитель казачьего подросткового клуба в станице Гниловской, известный мастер по изготовлению небольших судов. Суденышко для водного перехода он изготовил своими руками, использовав как образец известный проект инженера Дмитрия Курбатова: двухместную «лодку тренера», предназначенную для сопровождения гонок на байдарках.
Она легкая, верткая, достаточно вместительная и очень хорошо держит волну, что очень важно в условиях плавания по большой реке (ведь батюшка-Дон хотя и считается тихим, но бывает весьма коварен!).
Его компаньоном стал Игорь Анатольевич Ситников — журналист и писатель, сотрудник областной специализированной библиотеки для слепых.
Поход по Дону на веслах
Игорь издавал газету Ростовского-на-Дону морского собрания, он известен также литературными проектами: он написал книги о Ростовском порту, о зоопарке, организовал выпуск сборника поэтов «Заозерной школы», а теперь вместе с донским историком Валерием Чесноком готовит издание «Колыбель Ростова», где будут очерки о реке, давшей имя нашему городу.
Кстати, Игорь Ситников планирует использовать в книге материалы, собранные в этом путешествии. А написанный очерк он адаптирует для чтения незрячими людьми.
Водный переход посвятили 270-летию Ростовского порта. В организации этого путешествия помогли председатель Совета Ассоциации «Водный транспорт Дона» А.В. Огарев, лоцманская компания «Торнадо» (руководители И.Т. Булах и А.В. Бабкин), а также Ростовское-на-Дону морское собрание.
Водное путешествие началось на земле. Лодку привязали к багажнику на крыше легкового автомобиля и доставили к плотине Цимлянского хранилища — к тому месту, где волжская вода сбрасывается в Дон.
Рано утром, едва забрезжило солнце, суденышко отчалило от берега и пошло вниз по течению Дона.
— Заблуждением было бы думать, что течение сильно облегчает работу гребцам: ничего подобного! – рассказывает Игорь Ситников. — Если сложить весла, и довериться реке, то за час проплывешь метров триста, не более. И то при благоприятном ветре. Если же ветер будет встречный, то лодка поплывет вверх по течению. Такой уж норовистый характер у нашего Дона!
Перед этим плаванием Дегтярев и Ситников ходили в тренировочные сплавы по дельте Нижнего Дона — через протоки и гирла выходили в Таганрогский залив и возвращались обратно, преодолевая по 890 километров. Такая подготовка очень помогла управляться с двухлопастными веслами.
В день путешественники преодолевали в среднем по 50 километров, проводя на воде по десять часов.
Привалы и ночевки устраивали в красивых местах на песчаном берегу. С собой они захватили минимум припасов: уха из пойманной донской рыбы разнообразила рацион.
Большие гидроузлы путешественники обходили посуху, транспортируя лодку на небольшой тележке с двумя колесами. По суше они срезали и предпоследний участок пути у станицы Багаевской, когда встречный ветер был особенно сильным и грести стало невмоготу.
Перед финишным рывком переночевали в станице Старочеркасской, намереваясь еще до обеда прибыть к памятнику адмиралу Ушакову на донской набережной. Но здесь Дон-батюшка преподнес путешественникам неприятный сюрприз: на реке разыгралась настоящая буря.
Полуметровые волны захлестывали лодчонку, борта которой всего на 15 сантиметров возвышались над уровнем воды. Последние километры преодолевали, что называется, на характере.
И вот он — долгожданный финиш! Перед памятником прославленному адмиралу Юрий Дегтярев и Игорь Ситников развернули флаг Военно-морских сил России.
Что дало 6-дневное плавание на лодке по реке Дон?
Как рассказал Игорь Ситников, одной из целей этого путешествия стала разведка водного туристического маршрута для любителей активного отдыха. Будет составлен подробный отчет, на картах отмечены благоприятные места на берегу для ночевок, чистые пляжи, где приятно купаться, а также достопримечательности, которыми можно полюбоваться с воды. А еще оценят физические нагрузки на гребцов при прохождении всего маршрута.
Юрий Дегтярев планирует изготовить новую лодку-долбленку, и полученный в походе опыт использовать в конструкции суденышка.
Задача-максимум — привлечь внимание публики к туризму по воде. Конечно, здесь нужны смелые люди, готовые к большим физическим нагрузкам, к ночевкам на жестком песке под неустанный комариный писк, к скудному рациону в пути. Но такие путешествия закаляют характер и тело, помогают забывать о житейских проблемах, а донские красоты и общение с природой с лихвой компенсируют все эти трудности.
Вечерний Ростов, 7 января 2021
На снимках: так Юрий Дегтярев и Игорь Ситников отправлялись в плавание от Цимлянской плотины, и так финишировали у памятника адмиралу Ушакову.