Волна легионеров, обрушившаяся в определенный момент на российский футбол, не могла не захлестнуть и «Ростов».
Такие настали времена, что без иностранной силы отечественным клубам, выступающим не только в премьер-лиге, но и в первом дивизионе, никак не обойтись. Поэтому донской клуб вот уже на протяжении 12 лет из сезона в сезон пополняют игроки из дальнего зарубежья, упорно прорываясь сквозь легионерский лимит и давая специалистам и болельщикам обильную пищу для дискуссий на тему необходимости своего присутствия на футбольных просторах России.
Начиная с 2001 года, когда в «Ростове» появился первый иностранный футболист, и по день сегодняшний за команду выступали 53 «импортных» игрока. Откуда только их к нам не заносило! «Донскими казаками» становились представители 23-х стран – европейских, африканских, южноамериканских, азиатских. Здесь вам Северная Корея и Малави, Замбия и Аргентина, Англия и Чили, Чехия и Франция, ЮАР и Уругвай… Карту мира по ростовским легионерам изучать можно!
Разумеется, не отметка о гражданстве в паспорте красит футболиста, а его профессиональные качества. И в этом плане у «Ростова» были и удачные находки, и откровенные промашки. Предприимчивые агенты, рыщущие по всему белу свету, привозили на Дон игроков различного уровня и калибра. В итоге одни здесь приживались, показывали себя с лучшей стороны и становились кумирами трибун, другие же ничем себя не проявили и отбыли восвояси в свою безвестность, откуда, собственно, и появились. Вспомним сегодня некоторых из представителей большой ростовской армии легионеров.
ПЕРВОПРОХОДЕЦ
Идрис Харнуа. Это имя навсегда вошло в историю клуба, поскольку нигерийский крепыш стал самым первым «настоящим» иностранцем в «Ростове» (тогда еще «Ростсельмаше»). Да только этим его достижения в рядах «желто-синих» и ограничиваются. Стать для команды серьезным подкреплением улыбчивый Идрис не смог, хотя, надо отдать ему должное, старался. Завершилось все тем, что по окончании сезона-2001 он был отправлен из клуба на все четыре стороны.
ДОЛГОЖИТЕЛИ
В списке ростовских иностранцев лишь двое по количеству проведенных игр перешагнули рубеж в сотню матчей.
Серб Милош Крушчич, легионер так называемой первой волны, пришелся донскому клубу ко двору, став на несколько лет стабильным игроком «основы». Ему доверяли все тренеры, возглавлявшие команду в период выступлений Милоша за «Ростов», а несколько его классных голов со штрафных запомнились настолько, что место на поле, откуда он их забивал (в районе правого угла штрафной площади соперников), болельщики до сих пор называют «точкой Крушчича».
Прижился на Дону и Исо Каньенда из далекой африканской страны Малави. Мог даже стать героем Ростова, но… До сих пор стоит перед глазами его нереализованный выход один на один с вратарем «Спартака» в финале Кубка России. А ведь забей он тогда, все могло в том матче сложиться иначе. Впрочем, и на Каньенду бывает проруха, в целом же он забил за «Ростов» немало мячей, в том числе важных, и в конце концов своей игрой заработал приглашение из «Локомотива», куда и перешел в разгар сезона-2005. Вскоре, однако, вернулся, причем согласившись на понижение зарплаты. Но то уже была его лебединая песня — когда донской клуб в 2007-м расстался с премьер-лигой, Исо навсегда покинул донские края.
АВТОРИТЕТЫ
При в целом скептическом отношении болельщиков к легионерам, особенно на первых порах их появления в «Ростове», есть несколько футболистов, которые своей игрой, профессиональным отношением к делу и харизмой завоевали сердца ростовской публики.
Первым таким «авторитетом» стал Мэтью Бут. Рослый центральный защитник из ЮАР покорил поклонников «желто-синих» очень быстро, едва лишь дебютировал в команде. Его приняли и полюбили сразу, и впоследствии никто не противился, когда африканец Бут выводил «Ростов» на поле с капитанской повязкой. Когда же было принято решение продать Мэтью в «Крылья Советов», болельщики по-настоящему взбунтовались, высказав тогдашнему президенту клуба Ивану Саввиди все, что думают по данному поводу. «Из команды вынули душу», — с горечью говорили они.
Сегодня аналогичным успехом пользуется голкипер Стипе Плетикоса. В отличие от Бута, который переходил в «Ростов» в качестве «темной лошадки», возможности вратаря сборной Хорватии всем были хорошо известны, да и адаптация в России ему не требовалась. Так что он быстро стал на Дону своим. И то уважение, которое питают к нему как партнеры по команде, где он нынче капитанит, так и почитатели донского клуба, вполне заслужено. Плетикоса – большой мастер и до мозга костей профи, что не устает подтверждать своей игрой и своим образом жизни.
ФАНТОМЫ
Побывали в «Ростове» и персонажи, которым так и не суждено было показаться на глаза широкой публике.
К примеру, в 2005 году клубом был приобретен защитник Уэсли Чарльз из экзотического островного государства Сент-Винсент и Гренадины. Его переход был обставлен с помпой: состоялась торжественная презентация новичка, пресс-конференция. Вот только на поверку этот парень с оригинальной прической оказался футболистом, мягко говоря, так себе. И даже его игра в дубле, помнится, вызывала сарказм трибун. В результате до основы он так и не добрался и вскоре отбыл на родину, по которой очень скучал.
Еще мелькнули в клубной заявке два вратаря, не проведшие ни единого матча — серб Ивица Краль и чех Мартин Лейсал. На первого действительно очень рассчитывали, но он умудрился получить травму во время… мастер-класса для юных воспитанников клубной школы, и на том его карьера в «Ростове» завершилась. Лейсал же приехал на Дон уже травмированным, да так и не восстановился, вследствие чего с ним без сожаления распрощались. Где вы теперь, ребята?..
ПРОМЕЛЬКНУВШИЕ
Есть ряд игроков, которые в команде вроде как были, а вроде и не были. Так, заскочили к нам ненадолго, мелькнули, и только их и видели. Что им было нужно от клуба, а клубу – от них, можно только догадываться. И вряд ли широкий круг болельщиков сейчас вспомнит, кто такие, например, Мехмет Аксу, Томислав Живко, Хавьер Манчини, Бруно Силва, Альберто, Мустафа Бидодан. А такие ребятки, как Бертран Нгапуну и Рафаэль Бергамешку, — по сей день объекты исключительно для болельщицкой иронии.
«Вот будешь плохо себя вести – Бергамашку придет и тебя заберет», — в воспитательных целях стращает своего маленького сына один мой знакомый. И мальчишка становится как шелковый. Это он еще про Нгапуну не знает…
Говоря же о легионерах с некоторыми, так сказать, странностями в поведении, стоит с удовлетворением признать, что из ростовских иностранцев никто не кусался, как в свое время спартаковский нигериец Эссиен Фло, и не складировал под кроватью куриные кости. В большинстве своем люди попадались адекватные.
ПРОПАЩИЙ
А ведь славный был игрок этот Хонг Йон Чо! В футболе толк знал, болельщикам импонировал. Как-никак – капитан сборной Северной Кореи, участник чемпионата мира. Вот только странноватым оказался парнем. Никакого языка, кроме родного, не знал, в команде держался тише воды – ниже травы, общаясь исключительно с некими задумчивыми товарищами, все время его сопровождавшими. А уж если уезжал куда, скажем, в отпуск либо в сборную, — пиши пропало. Искали его потом месяцами – бесполезно. Так и сгинул безвозвратно на просторах своей страны, где «Трудовая партия – наш рулевой», предпочтя идеи чучхе выступлениям в Европе. Но воспоминания о нем остались. Играл-то действительно недурно. Даже победный гол ЦСКА в «Лужниках» забил.
ПОСТРАДАВШИЙ
Карьера сербского голкипера Деяна Радича разделилась на «до» и «после» того злополучного матча с «Тереком» в апреле 2011-го, когда он в столкновении с грозненцем Зауром Садаевым получил тяжелейшую травму и лишился почки.
Деян долго восстанавливался, очень хотел вернуться на поле, но здоровье все же не позволило это сделать. Он логично посчитал, что незачем геройствовать и рисковать жизнью, когда дома подрастают трое маленьких детей. Теперь Радич приносит «Ростову» пользу в иной ипостаси – в ранге помощника вице-президента клуба по селекции. Мотается в командировки, просматривает интересующих игроков, бывает с командой на выездных матчах. Словом, живет полноценной футбольной жизнью. И лишь во снах все ловит и ловит мячи.
ДОКАЗАВШИЕ
Речь – об игроках, которые, придя в «Ростов», сумели в той или иной степени оправдать возлагавшиеся на них надежды и убедили в том, что им не зря платят деньги в России.
Из легионеров былых и нынешних в этой номинации следует назвать достаточное количество футболистов. Это Омар Перес, Душан Анджелкович, Милан Вьештица, Эктор Бракамонте, Тони Койл, Драган Блатняк, Йован Танасьевич, Корнел Салата, Ян Голенда, Айзек Окоронкво, а также уже упоминавшиеся выше Милош Крушчич, Исо Каньенда, Деян Радич, Мэтью Бут, Стипе Плетикоса. Извините, кого невзначай забыл упомянуть. Эти люди честно служили и служат футболу, давая понять, что им дорога их репутация, и прекрасно осознавая, что, приехав играть в футбол в чужую страну, необходимо соответствовать тем требованиям, которые здесь предъявляются – как в работе, так и в культурном плане. И вот за это понимание им – большое спасибо!
…А рамки ростовской географии тем временем расширяются. Недавно клуб подписал контракт с хавбеком из Габона Каку Гелором Кангой. Добро пожаловать на Дон!
Виктор Шпитальник, «Футбольный курьер» от 18 февраля 2013