Футбол Юфо-Скфо уже сообщал о состоявшемся детско-юношеском турнире в Ростове-на-Дону, посвященном памяти детских тренеров. Список их был представительным: более семидесяти фамилий!
Многие — легенды ростовского и советского футбола. В качестве почетных гостей на турнире присутствовали родные и близкие замечательных мастеров, в том числе супруга Анатолия Черткова (1936 – 2014), Алла Моисеевна Черткова.
Корреспондент попросил ее поделиться впечатлениями о мероприятии и вспомнить, каким был ее муж, один из выдающихся игроков армейской команды, которая в середине прошлого века ворвалась в элиту советского футбола.
— Идея спортивного мемориала просто замечательная! — такими словами начала разговор А.М. Черткова. — Состояние спортивного вида, на мой взгляд, должно оцениваться по количеству воспитанников детско-юношеских школ города в командах, выступающих в Премьер-лиге. А чтобы их подготовка была эффективной, нужно, чтобы молодое поколение знало историю ростовского футбола, ориентировалось на тех, кто всю жизнь посвятил его развитию. Легенд должны помнить не только болельщики с многолетним стажем!
— Каково это — быть женой знаменитого футболиста?
— В моем случае это не было трудной долей, скорее — счастливой. Я ведь и сама была членом сборной Ростовской области по спортивной гимнастике.
- Поэтому мне было сразу понятно, с чем может столкнуться наша семья: сборы, тренировки, календарь соревнований, постоянные расставания…
Конечно, наши мужья часто уезжали из дома, возвращались на короткое время, а мы воспитывали детей и ждали их приезда. Когда СКА-Ростов-на-Дону возглавлял Виктор Александрович Маслов, практиковались приезды жен на базу.
Опытный наставник понимал, что роль близких в укреплении дружеской атмосферы в коллективе очень важна. Всеми силами способствовал тому, чтобы в семьях царили мир и лад.
— Игроки того поколения были настоящими легендами ростовского футбола…
— Их имена звучали для болельщиков как песня! Чтобы попасть на матч, ростовчане дежурили ночами у касс стадиона. Игроки чувствовали огромную ответственность перед зрителем, городом, клубом, а их самих знала вся огромная страна: в классе «А» были представлены лучшие команды союзных республик.
Это был очень серьезный уровень: ростовские армейцы сумели пробиться в элиту и там очень серьезно завить о себе.
А все благодаря высочайшей ответственности и преданности. Моего супруга Толю Черткова (как и других лидеров команды) хотел видеть в своем составе ЦСКА (Москва), их пытались переводить в приказном порядке!
Но они были преданны родным городу и коллективу. Считаю, что это и есть одно из главных составляющих успеха в спорте. Ныне, увы, ценности в большом футболе иные: все построено на коммерции. Это, конечно, соответствует духу времени, но что-то очень важное наш футбол потерял.
— Те игроки отдавали на поле все, что могли, и даже больше…
Как Толя Чертков забил мяч в свои ворота
— Болельщики никогда не могли упрекнуть кого-то, что они просто «отбывают повинность». Даже если команда проигрывала, все видели, что она выложилась до конца.
А игроки после поражения чувствовали себя бесконечно виноватыми. Как-то на игре в Москве, не помню с каким из столичных клубов, мяч рикошетом от Анатолия попал в свои ворота. Приехал — и из дома ни ногой! Прошу вынести мусор, он наотрез отказывается… Объяснил это так: «Не могу на улицу выйти, мне стыдно!». Вот такая была ответственность перед своими болельщиками!
— На поле Чертков был «бойцом без страха и упрека», казалось, что у него силы никогда не кончаются — мотор команды, проделывающий невероятный объем работы, без которой успех коллектива невозможен… А каким он был дома?
— Очень добрым и с высокими моральными принципами. Невозможно даже представить, что он был бы способен сделать какую-то подлость. Все знали: Толя обязательно поможет каждому, кто в этом нуждается. Если сказать коротко, золотой человек!
— Ныне то и дело на всю страну гремят скандалы, связанные с поведением футболистов, а также их жен…
— В те времена, о которых мы говорим, все было по-другому. Игроки были привязаны к семьям, ценили своих спутниц жизни, любили их и детей. Сказывались воспитание в семье, примеры родителей, дедушек и бабушек, советские традиции. Сейчас вытаскивают на всеобщее обозрение такое, что словами не передать! Это же просто низость…
— А как вы встретились с Анатолием?
— Мы одновременно поступили на первый курс факультета физического воспитания и спорта Ростовского
пединститута. На третьем курсе учились Виктор Понедельник, Александр Шевченко, Вениамин Искра. Однажды на вузовском вечере мы с Чертковым танцевали. Он предложил проводить домой, я не возражала. Потом еще долго он приглашал меня и мою подругу в кино или еще куда-то. А затем уже только меня…
— Говорят, в ЗАГСе Черткову пришлось проявлять решительность?
— Мы пришли, а нам говорят: «Надо ждать». Анатолий в ответ: «Не могу, уезжаю на сборы!». Вошли в положение, предложили прийти в субботу рано утром, в восемь. А накануне вечером мы с ним повздорили. Утром стала собираться в институт, но Анатолий пришел и скомандовал «Идем!». Пришли, расписались, и поехала я в институт.
Там своему тренеру и сказала, что вышла замуж. Она встретила это известие, мягко говоря, без энтузиазма… Через год я родила сына. Сейчас живу с внуками и очень надеюсь, что память о легендарных ростовских игроках будет работать на воспитание новых поколений футболистов Ростова.
Вечерний Ростов, июнь 2019 год
Фото https://ru.wikipedia.org