Такой сюжет мог бы и не появиться вовсе, возьмись кто его придумывать. Иное дело — жизнь. Она иной раз такие сюжеты подбрасывает, что позавидует человек с самой неуёмной фантазией.
В самом деле, пришёл мальчишка в детскую спортивную школу, увлёкся футболом так, что он вошёл в душу на всю жизнь. Ну и что в этом необычного? — спросите вы и будете правы. Совершенно ничего, всё закономерно. Но этот мальчишка вырос, прошёл все ступени становления как тренер, и к нему, в свою очередь, пришли мальчишки, которых он повёл по футбольной жизни.
А теперь эти самые мальчишки, поиграв и повидав, выучившись и набравшись опыта, возглавили спортивные школы. Сами ведут в футбол юное поколение. И делают это весьма успешно. А их наставник рядышком. Хотя на жизненном пути случались и достаточно резкие развороты, он снова в обойме тех, кто растит юную спортивную смену.
Впрочем, пора уже представить собеседников. Это заместитель директора по учебно-спортивной работе СДЮСШОР № 9 Сергей Сергеевич Овсянников и директор СДЮСШОР № 3 Алексей Лавриченко. Обе школы находятся в Азове, достаточно преуспели в развитии детского футбола. А в нынешнем сезоне ещё и составили сборную команду, которая отличилась не только на областном, но и на региональном уровне.
— Сергей Сергеевич, сколько вам было лет, когда к вам впервые пришли нынешние руководители этих школ — Алексей Новиков и Алексей Лавриченко?
Двадцать шесть лет. Сам учился футболу в детской спортивной школе гороно, потом создавал профсоюзную школу. Карьеру игрока прервала тяжёлая травма, но, однажды окунувшись в футбол, уже не представлял своей жизни без него. От работы с мальчишками получал огромное удовольствие. И, конечно, очень хотелось их многому научить, чтобы они смогли раскрыть свои способности. Сегодня, спустя многие годы, с удовлетворением могу сказать, что очень многие из них этого добились. Те же Лавриченко и Новиков — яркий тому пример.
— Я начинал заниматься футболом в той самой школе, которую сейчас возглавляю, — вступает в разговор Алексей Лавриченко.
— Но к моменту, когда мне исполнилось двенадцать лет, открылась профсоюзная школа «Луч». А тут ещё так вышло, что между нами, мальчишками, возник конфликт, тренер не сумел его погасить. Отец увидел, что я лежу на диване и никуда не спешу, стал выяснять причину. А когда выяснил, взял меня за руку и привёл к тренеру-общественнику Борису Яковлевичу Грамоте. Он работал слесарем-наладчиком на оптико-механическом заводе. А поскольку страстно любил футбол, возился с мальчишками.
Овсянников: — Он сам детдомовский, очень интересная личность. Вполне закономерно, что именно у Бориса Яковлевича начинали свой путь в футболе очень многие ребята, которые добились серьёзного прогресса. В том числе и Юрий Ковтун, игравший в столичных клубах и сборной страны. Показательно, что, не имея никакого специального образования, наставник обладал таким чисто человеческим магнетизмом, что дети тянулись к нему.
Лавриченко: — Об этой личности, о том, что он значил тогда для нас, можно и, наверное, нужно писать диссертацию. Памятен наш первый выезд за пределы области — в Волгоград. Ох, и наколотили же нам тогда. Но тот урок мы усвоили, трудились упорно, и дело пошло.
Тем более что за нас взялся Сергей Сергеевич Овсянников. Он мог и пожурить, и похвалить, а самое главное — заинтересовать, поддержать и развить тот огонёк, который заронил в душу каждого из нас Борис Яковлевич. В итоге наша команда 1968-69 годов рождения выиграла немало престижных соревнований, включая и очень популярный тогда розыгрыш Кубка обкома комсомола. Было нам в то время по шестнадцать-семнадцать, как говорится, глаза горели. Очень хотелось продолжить славу Азова как одного из ведущих футбольных центров нашей области.
— А у вас, Сергей Сергеевич, знаю, был очень крутой поворот на жизненном пути, когда из тренера команды мастеров вы превратились в учителя общеобразовательной школы.
Был такой момент, понятно, для меня далеко не самый простой. Но по жизни так вышло, что это только обогатило знаниями, новым опытом, который востребован и сегодня. Так сложилось, что из команды мастеров действительно пришлось пойти в школу. Причём ту самую, где сейчас открыт и успешно работает спортивный класс. Мне даже довелось намного поучаствовать в его создании. Потом была работа заведующим кафедрой физвоспитания вуза.
А два года назад вернулся к делу, которое мне всегда нравилось воспитывать юную смену. Ныне, правда, уже не как тренер, а как заместитель директора по учебно-спортивной работе. На отделении футбола нашей школы занимаются более трёхсот юных игроков, причём это не только юноши, но и девушки. С юношами работают четыре тренера, а с девушками до недавнего времени работали два специалиста.
Но теперь их тоже стало четыре. Тренерами начали работать ведущие игроки женской команды мастеров «Дончанка», которая стала серебряным призёром чемпионата России среди клубов первой лиги, а до этого заняла первое место в стране по мини-футболу. Кстати, в эти успехи внесли вклад и воспитанницы нашей школы.
Так вот, капитан команды Галина Миц и Ульяна Николаева начали работать с маленькими девочками. Верим, что их опыт очень поможет юным футболисткам и что они раскроют в себе способности наставниц, а быть может, и призвание — быть именно детскими тренерами.
В целом этот сезон оказался для наших воспитанников весьма удачным. Команда 1999 года рождения стала призёром как в розыгрыше кубка, так и в первенстве области. С этими ребятами работает молодой тренер Иван Быков.
А с командой 2000 года рождения работает наш ветеран Виталий Алексеевич Сафонов, который является старшим тренером отделения. Его питомцы также стали призёрами.
Есть очень удачный опыт совместной работы с СДЮСШОР № 3. Команда ребят 1995 года рождения стала победительницей зонального первенства России. Эта же команда на исходе сезона выиграла и спортивные юношеские игры Дона.
— Зональное первенство России проводилось в четырёх зонах, — продолжает разговор Алексей Лавриченко. — Команды, занявшие два первых места, попадали в финальный турнир первенства страны. Успех этой команды — плод многолетней работы нашей школы, совместно с коллегами из СДЮСШОР № 9.
Всё начиналось в 2006 году, даже несколько раньше, когда в практическую плоскость стали переводить идею создания спортивного класса в общеобразовательной школе № 2. Двадцать пять способных мальчишек были собраны вместе и продолжили учёбу в одном классе. Вся работа шла в тесном сотрудничестве с руководством общеобразовательной школы. Были решены проблемы по организации питания, учебно-тренировочного процесса и многие другие.
В 2009 году эта команда выиграла Кубок областной федерации футбола, что ещё более убедило в правильности избранного пути. И вот выпускной год ознаменовался победой в зональном первенстве России. Объединённая команда двух школ — это, можно, сказать, хорошо забытое старое. Но столь заметный успех пришёл впервые. Этой же объединённой командой мы стали ещё и призёрами первенства области. Жаль только, что в финале первенства России, который проходил в Пятигорске, сыграли не столь удачно, но если и уступали соперникам, то в очень упорной борьбе. Увы, фортуна от нас на этих соревнованиях отвернулась.
Сейчас в той же школе создан спортивный класс 1998 года рождения. И в первый же год своего выступления ребята попали в четвёрку сильнейших команд области. С ними работает тренер-преподаватель Владимир Ранюк, в прошлом хороший футболист, выступавший за команду Азова, а ныне отличный специалист-наставник.
Самое главное, что есть в городе в последнее время и чего остро не хватало ранее — это конкретная финансовая поддержка со стороны администрации города. До прихода на должность мэра Сергея Леонидовича Бездольного такой поддержки не было. А сейчас в городском бюджете даже есть статья расходов на развитие детско-юношеского футбола. В огромной степени именно благодаря этому у нас всё так хорошо и получается. Без такой поддержки все благие пожелания по развитию детско-юношеского футбола останутся только благими пожеланиями, не более того.
Только так можно выстроить системную и качественную работу с юными футболистами. А когда хотят всё и сразу, после этого, мы с коллегами убеждены, остаётся только, если так можно выразиться, выжженная земля. На которой потом, увы, так трудно проращивать живительные всходы детского футбола. Возрождение славных традиций азовского футбола, мы в этом тоже убеждены, может быть связано исключительно с выстраиванием системы качественной работы с детьми.
-Хотел бы акцентировать внимание на очень важном моменте, — продолжает разговор Сергей Овсянников. Воспитаны свои, местные тренерские кадры.
Недавно губернатор области Василий Юрьевич Голубев обратил особое внимание на необходимость вдумчивой, последовательной, целенаправленной работы по приобщению детей к спорту. Если эти закономерности нарушаются, то ничего хорошего ждать не приходится. Нередко говорят о социальной сути футбола, но почему-то чаще в применении к болельщикам. А ведь главная социальная задача футбола как раз и состоит в том, чтобы привлечь к систематическим занятиям как можно больше детей, и на этой базе создать все условия для расцвета талантов. Удивительно, но факт: вот об этом-то нередко и забывают.
Давайте определимся, что мы понимаем под результатом. Призовое место взрослой команды -это, естественно, тоже хорошо. Но самое главное — привлечение мальчишек. Психология маленького города такова, что за своих все придут болеть. Это в истории Азова было, именно это и надо возрождать. В пору расцвета нашего футбола местные таланты могли раскрыться на радость землякам. Этот путь прошли и оба директора наших школ -Алексей Анатольевич Лавриченко и Алексей Вячеславович Новиков.
Когда работали градообразующие предприятия, были мощные коллективы физкультуры, качественно работали сильные профсоюзные детские спортивные школы, местные ребята раскрывались после восемнадцати лет в родных коллективах, ныне ситуация несколько иная.
— Если честно, белой завистью завидую коллегам, — продолжает Алексей Лавриченко. — Они сейчас имеют такую солидную базу, в нашей школе с этим дело обстоит похуже. Говорю это не к тому, чтобы поплакаться, условия, которые у нас есть, стараемся использовать максимально. И результатов добиваемся неплохих.
Но почему бы, к примеру, не увязать вопрос о выделении искусственных полей для таких школ, как наша, с результатами многолетней работы. Не один, а несколько наших учащихся в разные годы выступали в составах сборных команд СССР и России. Хорошо бы распределять поля в малых городах с учётом таких достижений. Если есть подобные результаты, значит, умеют люди работать, причём в весьма скромных условиях добиваются многого. Молодцы, получите бонус в виде качественного поля.
Хорошо, что у нас сейчас сложились такие отношения с руководством СДЮСШОР № 9, одинаковые взгляды на развитие детского футбола. Нам идут навстречу, предоставляя базу для тренировок, а также для проведения игр, турниров. Мы тут проводим и финалы городских соревнований школьников. Но если в городе появится ещё одно качественное поле с искусственным покрытием, будет просто замечательно.
-На поле нашей школы в нынешнем году были проведены пятнадцать соревнований только среди детей, — добавляет Сергей Овсянников. — Играли ребята всех возрастов. Здесь же проводился третий этап спартакиады учащихся России. И множество других турниров. Как и предусматривает проект национальной академии футбола, это поле служит прежде всего детям. Это принципиальный момент. Создаются качественные условия для достижения главной цели – системного развития детского футбола.
Не секрет, что большинство муниципальных школ имеют слабую базу, практически полностью лишены средств на экипировку, участие в соревнованиях.
Благодаря позиции мэра, о которой я уже говорил, мы находимся в ином положении, имеем стабильные средства на эти цели. На отделении футбола работают семь тренеров, занимаются свыше пятисот пятидесяти ребят.
Заключаем договоры с общеобразовательными школами, которые идут навстречу, выделяя для занятий свои залы. Тренерский состав-это сплав опыта и молодости, радует, что подрастают молодые наставники.
— Кроме футбола какие виды спорта развиваете?
— А у нас в школе десять отделений, полторы тысячи занимающихся, — берёт инициативу в свои руки Сергей Овсянников. — Есть очень сильное отделение хоккея на траве. Но я об этом говорю в связи с тем, что в разных видах спорта своя специфика присвоения разрядов и званий. Не секрет, что степень распространения футбола такова, что это требует определённых корректировок.
В нём даже выполнить первый юношеский разряд не так просто. Сейчас утверждены изменения в закон РФ о физической культуре и спорте. Будут вводиться федеральные стандарты спортивной подготовки. Это будет происходить поэтапно.
Мы очень надеемся, что серьёзный, кропотливый тренерский труд обретёт благодаря этому новую мотивацию и материальную поддержку, соответствующую важности этого дела.
— В футболе, как и в других игровых видах спорта, немало нюансов, — продолжает Алексей Лавриченко. Своим воспитанникам стараюсь объяснить, что если они займутся, к примеру, теннисом и в нём преуспеют, то могут выиграть Кубок Дэвиса или Уимблдон. А в футболе, если у тебя получается, а у остальных игроков нет, ты ничего не выиграешь.
— Вырастить классного футболиста в одиночку невозможно, — считает Сергей Овсянников. — Нужно создать команду, в которой талантливый мальчик чувствовал бы себя как редкий цветок в оранжерее. И в то же время чтобы он ощущал, что является членом коллектива. Мы недавно отмечали тридцатилетие отделения футбола и насчитали более двух десятков игроков, которые состоялись в большом футболе. Это хороший результат.
Как в Азове футбол стал спортом №1
— Если к этому прибавить наших ребят, игравших в профессиональных клубах, а их более тридцати, — добавляет Алексей Лавриченко, — славная история получается.
Но даже не в этом главные достижения, а в том, сколько ребят благодаря футболу сформировались как личности с активной жизненной позицией, выбрали правильные пути в жизни. Главное сегодня — оторвать как можно больше мальчишек от улицы, увлечь их футболом. И уже на этой основе строить систему выявления и подготовки талантливых ребят.
В этом смысле очень интересен опыт «Зенита» или «Краснодара», которые системно работают с детскими спортивными школами, готовящими юных футболистов, стимулируют труд детских тренеров. Детали и тонкости построения этих взаимоотношений вполне можно узнать — и внедрять этот опыт у нас в области, на благо всему донскому футболу.
— И в этом деле много хорошо забытого старого, — добавляет Сергей Овсянников. — В своё время на Украине подобную систему, заточенную под главную команду-«Динамо» (Киев), создал Валерий Васильевич Лобановский.
— Когда из детской команды забирают лидеров, это может негативно сказаться прежде всего на самих талантливых ребятах, — считает Алексей Лавриченко. — Но ещё больше это сказывается на тренере, который теряет по многим позициям, в том числе и материально. Отсюда и острая проблема: многие детские тренеры не хотят передавать своих учеников для дальнейшего совершенствования.
- Тем более что системы, которая бы стимулировала их к этому, просто нет.
— У ребёнка, который пришёл заниматься, есть первая, поверхностная мотивация, -заключает Сергей Овсянников. — Детский тренер за несколько лет формирует глубокую, осознанную мотивацию. Самая сложная, черновая, очень трудная работа сделана.
И тут мальчика забирают, причём чаще всего без всяких гарантий, что он действительно будет там расти. У любого человека в конце концов от этого могут опуститься руки. Нюансов в этом деле очень много. И в технологиях сотрудничества может быть много решений. Но главное, чтобы в этом направлении двигались не на словах, а на деле.
К примеру, учитывая близость Азова к Ростову, можно было бы практиковать создание сборных команд, проведение сборов, но не выдёргивать «цветочек» раньше времени, возвращать его на привычную почву и всем вместе заботиться, чтобы он расцвёл так, как нужно.
Всех футбольных людей, как мне кажется, должна тревожить главная мысль: а не проходим ли мы мимо талантов? Должна быть создана такая система, чтобы подобное было попросту невозможно.
Бюллетень «Детский футбол Дона», опубликовано в Интернет 13 марта 2012