Ушел из жизни Анатолий Иванович Митюхин. Прекрасный человек, крепкий профессионал-производственник и тонкий знаток спорта. Ему было 84 года.
Есть классическое изречение: объять необъятное невозможно. Оно, конечно, безапелляционно, но с одним исключением, имя которому — Анатолий Иванович Митюхин. Скажем, в свою бытность заместителем директора завода «Ростсельмаш» по производству он мгновенно разбирался в любых, самых форс-мажорных ситуациях громадного предприятия. К примеру, знал, куда и откуда направить нужную деталь, вплоть до самой мелкой.
Так и в спорте. Анатолий Иванович был его выдающимся ценителем. Иногда приходилось удивляться, как ему удавалось найти время, чтобы побывать не только на матчах футбольного «Ростова», его дубля, гандбольного «Ростов-Дона», но и на поединках представителей иных видов, даже на юношеских соревнованиях.
Только человек, любящий спорт всем сердцем, может так верно его почитать и ему служить. Митюхин был не просто болельщиком, а еще и активным, авторитетным участником спортивного движения, отдававшим ему массу энергии и сил.
***
Он являлся первым президентом футбольного клуба «Ростсельмаш» и сыграл важную роль в том, чтобы тот не загнулся, а крепко встал на ноги в эпоху, когда отечественный футбол переходил на коммерческие (тогда это называлось — хозрасчетные) рельсы. Одновременно курировал гандбольную команду, не позволив ей кануть в период тяжелых экономических передряг.
— Меня, заместителя гендиректора завода «Ростсельмаш», вызвал шеф — Юрий Александрович Песков, хорошо знавший мои спортивные пристрастия, — рассказывал в свое время Митюхин в интервью «ФК». — И распорядился: «Бери под контроль футбольную команду, заодно и гандбольную, сделай так, чтобы оттуда ко мне не ходили — моя поддержка пойдет через тебя!»
Сказано — сделано. С Василием Мазневым, начальником команды, Сергеем Осиповым, моим сподвижником, Михаилом Парамоновым из банка «Донинвест» разрабатывали первый клубный устав. Короче, включили мотор.
— Однако скоро все пошло без вас?
— Относительно скоро. Вы помните начало 90-х, эра перестройки, завод не был в состоянии финансово футболу помогать. Возникли долги по зарплате самому рабочему коллективу, подступил истинный коллапс.
У меня в том самом президентстве порой возникал момент отчаяния из-за бессилия что-то реальное сделать.
Вывести из кризиса команду мог только руководитель-тяжеловес масштабом выше заводского. Таковым стал Виктор Васильевич Усачев, полномочный представитель Президента России в Ростовской области, которому я и передал, образно говоря, пульт управления клубом.
Велика заслуга Анатолия Ивановича и в создании заводской спортивной инфраструктуры. Бассейн «Коралл», залы единоборств «Донской богатырь» и «Геркулес», гандбольный «Олимп», уникальная в стране туристско-альпинистская «Планета» вошли в комплекс богатейшей универсальной базы, функционирующей в ростовском парке им. Н. Островского по сей день.
— Я больше причастен к строительству зала «Олимп», — со свойственной ему скромностью рассказывал Митюхин. — История его создания в общем-то курьезна. Строили в некотором роде контрабандным способом — при строгих порой до несуразности советских законах в документах показывали «сэкономленные» материалы, тогда как брали их из основного фонда.
Примерно в таком же партизанском духе выделяли на стройку цеховые кадры. Шли на нарушения не корысти ради — во имя нужного и важного дела. Как видим, смотрели в корень, хоть и рисковали, — объекты ведь находятся на верной службе спорту и сейчас.
Не успели, к сожалению, возвести многофункциональный заводской Дворец спорта — внутри нынешней западной трибуны стадиона «Олимп-2». Планы пошли под нож из-за союзных издержек на проведение Олимпиады-80, а ведь такой Дворец мог бы решить массу даже нынешних проблем.
Интерес Митюхина к спортивным делам не ограничивался событиями большого масштаба. Он был внимателен ко всему, что происходило в спортивной жизни не только родного завода, но и всего Ростова, вплоть до, как уже говорилось, детско-юношеских баталий.
— Когда-то спортивная жизнь на «Ростсельмаше» кипела, — делился Анатолий Иванович. — Только в футболе имелись целых три лиги! Любой цех формировал еще и хорошие волейбольные, баскетбольные, шахматные команды, подразделения спортсменов-туристов, ценились отличники состязаний по комплексу ГТО.
Лично я считал, что тот же поход на матч нашей сборной цеха комбайнов группы производственников в количестве несколько десятков человек сплачивал и объединял народ.
Ведь сама атмосфера сопереживания за своих приносила какой-то неповторимо сближающий дух, почему я такие встречи никогда не оставлял без внимания. «О, начальник с нами! — говорили люди. — Да как горячо болел, не постеснялся с нами и рюмочку пропустить за победу!»
Назавтра, уверяю, при таком прямом контакте легче становилось решать различные рабочие вопросы. Так что социальный смысл физкультуры и спорта безусловен и в порядке пользы самой активности досуга, и в психологическом смысле.
Помимо ростсельмашевской футбольной команды, он страстно переживал за гандболисток, помогал клубу, чем мог.
— Как обласканному со всех сторон футболу ни обидно, у женского и мужского гандбола достижения куда более завидны, — отмечал Митюхин. — Чемпионские медали Советского Союза и России, серия серебряных и бронзовых наград, европейские Кубки — это знаменательно и значительно.
Но эпоха перемен рубанула и по ручному мячу. В «Ростсельмаше» из-за этого не удалось сохранить ансамбль начала 90-х, равного которому могло в Европе не быть тогда лет пять, если не больше. Лично я всегда был противником командного раздвоения и боролся за «Ростсельмаш», когда с него, образно говоря, сняли все игровые сливки.
Когда вообще не имелось финансирования, выживали, как могли. Жизнь показала, как правильно вышло, что «Ростсельмашу» едва ли не в безнадежной ситуации мы не дали развалиться, он в конце концов стал фундаментом теперешнего «Ростов-Дона». Причем, что очень важно, не потеряв собственную структуру подготовки резервов.
***
Также Анатолий Иванович в том интервью охотно поделился личными спортивными симпатиями.
— Ваш любимый футболист?
— Виктор Понедельник. Знаете, самое раннее впечатление остается навсегда, а именно Виктор был на заре моего футбольного увлечения кумиром, им в памяти и остался. Пусть дальше я бесконечно восхищался мастерством Олега Копаева, Сергея Андреева, Александра Заварова, других наших прекрасных мастеров.
— Любимая гандболистка?
— Наталья Кирчик-Морскова. Бомбардир без страха и упрека. И тоже на фоне потрясающих асов типа Натальи Цыганковой, Любови Бережной, Галины Колотиловой, Светланы Мозговой, Раисы Вераксо, Надежды Кудрявцевой.
— Лучший тренер?
— Александр Панов, тонкий гандбольный специалист, умеющий творить, именно творить и в командном, и в индивидуальном масштабе.
— Лучшая команда?
— Волейбольный СКА Виталия Зеновича начала 70-х. Я не пропустил ни единого его матча. То был поистине концертный век вдохновенной и могучей игры над сеткой.
— Из той команды кого выделите?
— Конечно, Владимира Кондру. Он не то что играл — эмоционально жил на площадке.
Вот так же эмоционально жил спортом и сам Анатолий Митюхин. Его задора, шедшего от всегда беспокойной души, будет очень не хватать всем, кому посчастливилось общаться с ним.
Светлая вам память, Анатолий Иванович.
Футбольный курьер, 14 сентября 2021
Фото из личного архива Footballufo.ru