Большой и огромный мир, который относительно недавно открыли для себя российские туристы, становится все дальше и недоступнее.
Часть популярных некогда курортных направлений закрыта на неопределенный период, по оставшимся резко сократилось в 2019 году количество авиарейсов.
Пляжи Турции становятся недоступными
Ассоциация туроператоров России не скрывает, что отрасль переживает не лучшие времена: зарубежные туры дороже где-то на тридцать процентов по сравнению с прошлым годом.
В первую очередь это связано с ростом цен на авиационное топливо (около сорока процентов за год). С учетом того, что цена перелета составляет до 70процентов стоимости тура, операторы уже не в состоянии нести это бремя самостоятельно.
Рост цены путевок существовал всегда: туг вам и инфляция, и падение курса рубля… Но сейчас масса негативных факторов, кажется, достигла критической точки. Стоимость курортного отдыха (особенно семейного) зашкаливает даже при раннем бронировании. А поскольку россияне, в основной своей массе, зарабатывать больше не стали, часть направлений оказалась им финансово недоступна.
— Количество направлений, куда могут поехать отдыхать жители Ростова-на-Дону, в 2019 году уменьшится.
И произойдет это по очевидным причинам: реальные доходы населения не растут.
То, что пользуется меньшим спросом, попросту уходит с рынка. Например, впервые за много лет полностью исчезнут предложения по Болгарии.
Не будет и туров на греческий остров Корфу (из Ростова туда летали лет пять). Другой греческий остров, Родос, сейчас под большим вопросом, а он лет пятнадцать подряд был востребованным и популярным местом отдыха.
Мы бьемся за то, чтобы сохранить туда перелеты, но с большой долей вероятности нам это не удастся, — рассказал генеральный директор сети туристических агентств «Розовый слон» Алексан Мушегович Мкртчян.
— Объем туристического потока на Крит сократился вдвое, на полуостров Халкидики на 35 процентов. На летний сезон полностью «уходят» Объединенные Арабские Эмираты. В прошлом году никак себя не проявила в плане востребованности у ростовчан Болонья, поэтому операторы возвращаются к проверенному временем Римини.
— Ситуация действительно сложная. Сейчас корректируется количество авиарейсов, чтобы они были загружены.
Возможности путешествовать у людей становятся все более ограниченными, — отмечает и генеральный директор туристической компании «Рейна-Тур НТВ» Татьяна Владимировна Нечепаева.
— В 2018 году мы видели много банкротств коллег, так что операторы не намерены терять деньги. Поэтому полеты в Грецию «ужимаются» до полуострова Халкидики.
Чешские перевозчики сократили объем перевозок, падает и количество рейсов в Турцию.
Причины всего этого очевидны: в 2018 году путевки рассчитывались по 58 рублей за доллар, в этом по 68 рублей. И еще не известно, какой курс будет летом: в нашей стране сложно загадывать.
Даже сверхпопулярная Турция, куда чартеры прежде летали из Ростова, как трамваи, один за другим, сокращается в объемах…
На пять-семь процентов в год сами отельеры увеличивают стоимость проживания, плюс рост курса валют, и вот мы получаем удорожание турецкого направления процентов на 20-25 в рублевом эквиваленте. А зарплаты не выросли, вот и получается, что этот рост для многих стал критическим. Отсюда и опасения туроператоров.
Добро пожаловать в Лоо
— По Турции просадки не будет, — уверен А.М. Мкртчян. — Те люди, которые планировали отдохнуть на Родосе, Корфу или в Болгарии, вынуждены будут выбирать турецкое побережье, где все-таки дешевле. Другое дело, что уже и в Турции не каждый себе может позволить летний отдых. Значит, мы снова увидим резкий рост спроса на курорты в России и Абхазии.
Раннее бронирование показывает наличие высокого спроса. Естественно, это видят и российские отельеры. Они поднимают цены, но в разумных пределах (от пяти до десяти процентов). Думаю, такого, как пару лет назад, когда за месяц цены взлетели процентов на двадцать и больше, уже не будет…
О том, что внутренний туризм будет расти, говорят все операторы. И не потому, что кто-то так уж горячо любит Геленджик или давно грезил о Лоо. Просто нет денег, чтобы поехать туда, где море чище и сервис лучше.
И как бы ни рекламировали федеральные каналы красоты России, все-таки в соотношении «цена- качество» наши курорты сильно проигрывают той же Турции. Хотя и она — не предел мечтаний.
Аэропорт Платов не оправдал надежд туристов
Возникает логичный вопрос: а как же новый аэропорт? Его строительство сопровождалось многочисленными обещаниями того, что из «Платова» начнут летать десятки разных авиакомпаний, что для ростовчан будет открыт весь мир.
И все ждали новых курортных направлений, а значит, конкуренции и снижения цен. Но чего нет, того нет, просто добираться до аэропорта стало дольше.
— У нас нет никакого хаба: есть огромный новый аэропорт, который в зимний период не загружен даже
на тридцать процентов. Летом объемы перелетов вырастут до 50 процентов от возможной мощности, но все равно это не хаб, — эмоционально говорит А.М. Мкртчян. — Новых направлений он в Ростов не принес. Авиакомпании в очередь не выстроились, чтобы от нас летать. Сокращение доходов населения ведет и к сокращению количества рейсов.
— Я согласна с тем, что открытие нового аэропорта пока не принесло каких-то особых благ ростовчанам, — соглашается Т.В. Нечепаева. — Перевозчики все равно охотнее идут в Краснодар, где им предлагают более выгодные условия. Из столицы Краснодарского края уже сейчас больше возможностей путешествовать!
Вот и складывается ситуация, когда вроде бы весь мир тебе открыт (кроме разве что Украины), а поехать отдыхать ростовчане могут в лучшем случае на Черное море. Появился своего рода экономический ценз: по возможностям путешествовать мы снова отброшены в 90-е, и это печально.
На фоне всего перечисленного цинизмом отдают бравурные заявления о том, что в 2019 году россияне могут без виз попасть уже в 119 стран. Среди них Венесуэла (тьфу-тьфу-тьфу, не дай Бог), Бразилия, Мексика, Чили… Все это серьезно? Да не у всех даже на Турцию деньги сейчас есть!
Вечерний Ростов, 14 февраля 2019